Пройдя все круги ада, не разучился любить жизнь

Живая история

Мы продолжаем публикацию исследовательских работ юных белореченских историков, победителей и призеров районной научно-практической конференции «Земли родной минувшая судьба», которая прошла в начале текущего года в белореченском музее.

Валерий Александрович Ладейщиков

Валерий Александрович Ладейщиков (литературный псевдоним – Валерий Ладэ) – русский журналист, поэт, репрессированный (1936-1954 гг.).

Родился 25 января 1914 г. в городе Лысьва Пермской области в семье заводского служащего. После окончания девятилетки работал на механическом заводе, потом в местной газете «Искра». Осенью 1933 г. поступил в Уральский политехнический институт (Екатеринбург). Арестован в 1935 г. и осуждён на семь лет лагерей по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде. В мае 1936 года прибыл в бухту Нагаево.

На Колыме в 1942 г. повторно осуждён Военным трибуналом войск НКВД по обвинению в создании контрреволюционной организации. В декабре 1944 г. приговорён к высшей мере за участие в создании рукописного сборника «Колымская каторга». Расстрел заменён на 15 лет лагерей. Заключение отбывал в Бутугычаге. Освобождён в 1954 г. и направлен ссыльнопоселенцем в Омчакский район. Летом 1956 г. освобождён из ссылки, выехал в Иркутск. Работал на строительстве первой ГЭС на Ангаре, а после реабилитации – в областной газете «Восточно-Сибирская правда». Рукопись воспоминаний В. А. Ладейщикова о колымском прошлом «Записки смертника» хранится в Государственном музее истории ГУЛАГа (г. Москва), а её электронная копия – в фонде Международного института социальной истории (г. Амстердам). В 1969 г. Ладейщиков переехал в Белореченск Краснодарского края. Был женат, есть сын, дочь и внуки. Умер 26 июня 2001 года.

Тот, кто помнит историю и события прошлого, никогда не повторит ошибок того времени. А события истории в определенный промежуток времени можно проследить на примере отдельной личности.

Почему он?

Почему именно Ладейщиков стал объектом моей исследовательской работы? Мне эта фамилия знакома с детства. Дома у бабушки есть библиотека, и я, когда была маленькой, любила перебирать книги, находящиеся там. В этом семейном архиве до сих пор хранится книга Валерия Ладейщикова с дарственной надписью. Книга была написана в 1970 году в Усть-Илимске, а подарена уже в 1980 году на Кубани.

Сибирь

60-е годы двадцатого столетия. Это время, когда в Иркутской области с небывалым размахом строились железные дороги, гидростанции, заводы, города.

Строители стали главными героями репортажей, статей, очерков. Среди авторов, наверное, самый активный Валерий Ладейщиков. Диву даешься, как он успевал всюду – от Байкальска до Бодайбо. Не случайно вскоре стал заведовать строительным отделом «Востсибправды».

Он многое мог, например, мог к изумлению молодых совершить заплыв на стремнине студеной Ангары.

Живя и работая в Иркутске, Валерий Ладейщиков занимался освещением крупных, масштабных строительств города и края. Примером тому может служить строительство Усть-Илимской ГЭС.

Кроме газетных статей, Ладейщиков выпустил несколько книг – «Говорит жизнь», «Хранители огня», «Звёздный путь Усть-Илимска».

По бабушкиным воспоминаниям, это был очень добрый человек, любил играть с детьми и общаться с людьми.

Мне очень нравятся фрагменты из его книги, где описан мой дедушка, его семья, есть даже несколько строк о моей маме.

Кубань

В 1969 году Валерий Ладейщиков переехал в Белореченск. Официально устроился в газету «Огни Кавказа» в 1975 году и работал там по 1990 год. Но первую публикацию мы с руководителем нашли в подшивке за 1974-й.

Работая в «Огнях Кавказа», Валерий Александрович писал о деятельности выдающихся личностей района, освещал крупные события, такие как строительство Белореченского химического завода по производству минеральных удобрений. Его всегда интересовали неординарные люди и масштабные события.

Переехав в Краснодарский край, Ладейщиков много лет сотрудничал не только с «Огнями Кавказа», но и с газетой химзавода, «Советской Кубанью».

По записям, оставшимся в отделе кадров газеты «Огни Кавказа», мы узнали, что Валерий Александрович работал не только литредактором и корреспондентом, но и истопником. Будучи человеком с именем, огромным опытом, он не сторонился простого труда. Он вообще до конца жизни оставался удивительным человеком.

Пройдя все круги ада, не разучился любить жизнь

Бабушка Татьяны Жуковой в своей библиотеке бережно хранит книгу Валерия Ладейщикова с дарственной надписью

ГУЛАГ

О том, что Ладейщиков находился в лагерях, я узнала, когда искала информацию о нём в Интернете.

Июньской ночью 1935 года за антисоветскую агитацию Валерий Александрович был арестован и осуждён к семи годам лагерей. Сослали его на Колыму.

С мая 1936 года, когда пароход «Невастрой» прибыл в бухту Нагаева, начались почти 20-летние мытарства Валерия Ладейщикова в колымских лагерях. За участие в группах сопротивления Бориса Грязных и Елены Владимировой (в 1942 и 1944 годах) дважды был приговорён военным трибуналом к высшей мере наказания. В первый раз приговор был заменён 10 годами строгорежимных лагерей, во второй – 15 годами каторжных работ.

Наказание отбывал в самом страшном каторжном лагере – на руднике Бутугычаг.

Когда Ладейщикова приговорили к расстрелу первый раз, он симулировал сумасшествие и около двух лет провёл в психиатрическом отделении центральной больницы Севвостлага.

После смерти Сталина осенью 1954 года был освобождён от каторги и направлен ссыльнопоселенцем в Омчакский район.

От своей бабушки знаю, что при личных встречах Валерий Александрович никогда не говорил о том, что был в лагерях. В редакции газеты «Огни Кавказа» эта информация тоже не была известна до поры до времени.

А вот в Восточно-Сибирском издательстве знали, судя по воспоминаниям коллеги-журналиста Эллы Климовой:

– О том, что довелось ему пережить, знали в редакции все; спасибо, в его душу не лез никто. О том же, что писал он книгу о пережитом, фрагменты из которой мы публикуем сегодня, не знал никто. Впрочем, он бы никого в свою душу и не пустил. Мы, журналисты нынешней «Восточки», о его духовном подвиге узнали только сейчас, более чем 40 лет спустя.

– Смею утверждать, – выскажет своё мнение журналистка, – что личное свидетельство Валерия Ладейщикова о жестокости сталинского режима столь же высокой пробы, как и воспоминания Александра Солженицына и Варлама Шаламова, оставленные в предупреждение будущему России.

В настоящее время воспоминания Валерия Александровича Ладейщикова о тех ужасных днях, как напоминание современникам, хранятся в Государственном музее истории ГУЛАГа в Москве, электронная копия – в фонде Международного института социальной истории в городе Амстердаме в Нидерландах.

Хотим ли не забыть?

Арестовали студента Ладейщикова в 1935-м. По абсурдному политическому обвинению заслали в ГУЛАГ. Но девятнадцать лет каторги не вытравили из него оптимизма, той неизбывной любви к жизни, которая удивляла его ровесников и людей совсем молодых. Пройдя все круги ада, Валерий Ладейщиков не прекращал стремиться к тому, чтобы в жизни всё было хорошо, удобно, правильно.

Такие люди поистине достойны восхищения.

И завершая свою работу, хочу сказать только одно: очень плохо, когда мы забываем уроки истории. На сайте «Википедия» страница, посвящённая Валерию Александровичу Ладейщикову, предлагается к удалению (?).

Татьяна ЖУКОВА, ученица 10 «А» школы №21 (научный руководитель – библиотекарь Светлана Жукова).

Оцените автора
Огни Кавказа