Установлены фамилии летчиков и раскрыты некоторые подробности гибели экипажа советского бомбардировщика ДБ-3ф (ИЛ-4), разбившегося 12 июня 1942 года в окрестностях хутора Кубанского.
Долгожданный результат дала тщательная и кропотливая работа белореченских поисковиков историко-поискового клуба «Боевое братство» под руководством Константина Попова.
Уникальную историческую находку наши поисковики обнаружили в июне 2015 года.
Во время раскопок в районе хутора Коренная Балка они нашли место катастрофы, останки летчиков и обломки самолета. Более 10 месяцев раскопок. Десятки экспедиций. В холод и зной, дождь и снег – в любую погоду школьники и студенты, активисты районного «Боевого братства» и неравнодушные жители района, объединенные общей целью – найти истину и восстановить историческую справедливость, – проводили огромную поисковую работу. Копали, доставали из земли килограммы железа, мыли, чистили детали, тщательно обследовали место крушения, искали информацию в архивах музея и на специальных Интернет-сайтах.
Об этих экспедициях мы не раз писали на страницах газеты (ознакомиться с материалами можно на сайте газеты www.ognikavkaza.ru в разделе «Живая история» или в «ОК» № 41 от 16.06.2015 г., № 66 от 10.09.2015 г., № 93 от 15.12.2015 г., № 94 от 17.12.2015 г., № 18 от 15.03.2016 г.).
В декабре прошлого года появилась первая зацепка! Среди извлеченных обломков был найден фрагмент двигателя самолета с номером 883349. Разгадка близка! Теперь предстояло найти правду в архивах.
И вот в конце марта с помощью коллег – краснодарских поисковиков из «Кубанского плацдарма» – удалось установить имена членов экипажа. Согласно спискам безвозвратных потерь, 12 июня 1942 года в Белореченском районе при катастрофе самолета погибли командир экипажа капитан Петр Матвеевич Осипов, уроженец Орловской области 1912 г. р., пилот лейтенант Николай Васильевич Быков из Ленинграда 1908 г. р., воздушный стрелок-радист младший сержант Григорий Васильевич Колиниченко, уроженец Полтавской области 1922 г. р.
Как выяснили поисковики, весной и летом 1942 года советская дальняя авиация с аэродромов Кубани совершала налеты на объекты Крымского полуострова. Рассматривалась версия, что упавший самолет принадлежал 132-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) Крымского фронта, документы которой не сохранились. В составе Южного фронта был авиаполк, имевший на вооружении бомбардировщики ДБ-3ф, но потерь на территории Краснодарского края он не имел.
Где же тогда искать? Ответ нашелся, откуда совсем не ждали. Не надеясь на успех, краснодарские поисковики, параллельно искавшие информацию о самолете времен войны, обнаруженном в Анапе, сделали запрос по нашему бомбардировщику в архив документов Военно-морского флота. Согласно архивным данным, самолет ДБ-3ф с мотором М-88б № 3883349 (часть этого номера и нашли белореченские поисковики) списан приказом от 31 января 1943 г. как потерянный при боевой работе в 1942 году.
5 июня 1942 года приказом начальника ВВС ВМФ генерал-лейтенанта С.Ф. Жаворонкова 36-му МТАП было предписано немедленно передислоцироваться на аэродром в Майкоп. 12 июня во время учебно-тренировочного полета в районе Майкопского авиаузла экипаж командира 2-й эскадрильи капитана Осипова потерпел крушение и погиб. В донесении указано, что летчики захоронены в районе села Кубанское – 2-е (так во время войны называли хутор Кубанский).
Также выяснилось, что капитан Петр Матвеевич Осипов был награжден орденом Красного Знамени. Участвуя в Отечественной войне с первого ее дня, он совершил более 30 успешных боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по объектам противника в Румынии и Крыму. 23 ноября 1941 г. двумя прямыми попаданиями зенитных снарядов его самолет был подожжен, но Осипов сумел привести горящую машину на свой аэродром и успешно ее посадить.
Что именно произошло в тот роковой тренировочный полет 12 июня? Этот вопрос так и останется без ответа… Теперь, спустя 74 года, удалось пролить свет на еще одну страницу в истории. Но поисковая работа будет продолжена.
– Я привык доверять только фактам, – отмечает Константин Попов. – Безусловно, полученная информация многое объясняет, но вопросы еще остались. Самое главное – необходимо узнать, где именно захоронены летчики, так как на братской могиле хутора Кубанского значатся совсем другие фамилии.
Мы уже начали работу в этом направлении. Связались с коллегами из Майкопа, сделали запрос в наш музей. Также будем искать родственников членов экипажа. Буквально несколько экспедиций – и мы завершим раскопки.
Тогда на карте боевой славы района появится еще одно памятное место – обелиск с фамилиями погибших летчиков, героев Великой Отечественной войны. Чтобы наши потомки помнили и чтили…
Анастасия НЕСТЕРЕНКО.
В материале использована информация с сайта http://kubplazdarm.tuapse.ru/