Коллектив редакции газеты «Огни Кавказа» рассказал о своих героических предках

Бессмертный батальон

«…Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…»

Поддерживая общероссийское гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк», редакция газеты объявила акцию «Бессмертный батальон», предложив белореченцам включить в него своих семейных героев Великой Отечественной войны. 

Десятки наших земляков всех возрастов – от ветеранов труда до школьников – включились в акцию, формируя наш белореченский бессмертный батальон. Сотрудники редакции газеты «Огни Кавказа» тоже в стороне не остались. Нам есть что рассказать о своих героических предках. 

Свёкор Елены Приходько, разведчик 3-й Гвардейской кавалерийской дивизии Приходько Иван Иванович (на снимке), был призван в январе 1943 года. Участвовал в боях за Харьков, Мозырь, Калинковичи, принимал участие в форсировании реки Березины. Осенью 1944 года по приказу командования был направлен на офицерские курсы, выпуск которых совпал с окончанием войны. Как лучший из офицеров принимал участие в Параде Победы 24 июня в Москве на Красной  площади.

Около 20 медалей и знаков отличия, среди которых ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», бережно хранят его потомки.

Орденом Отечественной войны I степени награждён и Пересыпкин Михаил Петрович (на снимке), который доводится Галине Пересыпкиной свёкром. О нём известно лишь то, что он участвовал в битве на Курской дуге. А это говорит о многом, ведь каким кровопролитным было это ключевое сражение Великой Отечественной войны, каким масштабным по количеству задействованных сил и средств. 

Двоюродный дед Галины командир телефонного отделения 138-го кавалерийского полка 30-й кавалерийской дивизии сержант Дуплинский Дмитрий Яковлевич, награждённый в 1945 году медалью «За отвагу», не дожил до Победы несколько дней: умер от ран в госпитале, куда попал в конце апреля. Похоронен на военном кладбище в городе Густопече (Чехия). 

В семье Виктории Сивокоз чтят и помнят прадеда мужа – Власова Якова Евдокимовича (на снимке). Как вспоминают близкие, сам Яков Евдокимович о своих военных дорогах не рассказывал, только беззвучно плакал, смотря фильмы о войне. Подробности о месте службы и наградах семейного героя узнали лишь на сайте Министерства обороны «Мемориал». Красноармеец, призванный в сентябре 1941 года, служил в 471-м стрелковом полку 73-й стрелковой дивизии на 2-м Белорусском фронте. Война для него закончилась в октябре 1944 года, когда он был тяжело ранен в область глаза (с потерей зрения). Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

Немного сведений и о военной судьбе Барашихина Максима Ивановича (на снимке) у его внука Вячеслава Барашихина. Когда началась Великая Отечественная, майору Барашихину было под сорок, служил следователем милиции. Для таких, как он – борцов с преступностью, людей, охраняющих покой мирных граждан и правопорядок в тылу, – фронт был там, где каждый из них работал. Для Максима Ивановича в начале войны это было Подмосковье, а в 1944 году, после освобождения полуострова, – Крым.  

Колбаса Кузьма Алексеевич – дед жены Вячеслава Барашихина (1898 года рождения) – работал слесарем-монтажником по ремонту боевых машин в 11-м Гвардейском танковом корпусе. Ремонтируя технику непосредственно в боевых порядках корпусных частей, он выполнял задания на 160-180%. С 15 января по 1 мая 1945 года его бригада отремонтировала 34 танка досрочно, за что он получил правительственную награду – медаль «За боевые заслуги». 

Ещё один родственник гвардии сержант Пьянухин Николай Павлович (брат бабушки) под артиллерийским огнём противника не раз доставлял ГСМ на огневые позиции и производил заправку боевых машин в 1943 году, своевременно обеспечивал горюче-смазочными материалами машины, находящиеся в боевых порядках конницы в период наступления в 1945-м, за что награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени за беспредельную преданность Родине. 

Белика Дмитрия Григорьевича (на снимке), погибшего в 26-летнем возрасте, и дедом-то назвать нельзя, но Татьяне Короткой он именно им и доводится. В воинском звании старшины 1 статьи Черноморского флота Дмитрий служил на эсминце «Безупречный». Вечером 26 июня 1942 года вместе с другими кораблями «Безупречный» пытался повторить прорыв из окружения и вывезти из Новороссийска остатки разбитых наших частей. В 40 милях от мыса Аю-Даг эсминец, который шёл первым, атаковали более 20 «юнкерсов». Корабль получил несколько прямых попаданий и через несколько минут затонул. В живых из всего экипажа и взятых на борт 320 красноармейцев и 16 медсестёр уцелели только трое моряков, которых на следующий день подобрали подводные лодки. Белика Дмитрия в их числе не было.

О том, что деды по отцовской и материнской линии были фронтовиками, Марина Степанова знала с детства, но сведения о званиях, родах войск, подразделениях, где они служили, о наградах, которыми отмечены, причём уже не двоих, а четверых своих родственников, узнала благодаря информационному ресурсу «Подвиг народа». 

Денежкин Николай Васильевич (на снимке) в действующей армии был с 1941 по 1945 год. В 1943 году гвардии младший сержант наводчик орудия отдельного артиллерийского дивизиона 55-й механизированной бригады 5-го Гвардейского механизированного корпуса Южного фронта был награждён медалью «За боевые заслуги». Отмечен правительственной наградой за то, что, будучи раненным, не покидал поле боя под сильным огнём противника, пока не отразил вторую атаку немецких танков. Участвуя в одной из последних стратегических наступательных операций советских войск, дошёл до Берлина, где встретил Победу. Лишь несколько улиц отделяло его от Рейхстага – оплота и символа мощи третьего Рейха, на стенах которого мечтал расписаться каждый победитель. 

Его младший брат, призванный в ряды действующей Красной Армии годом позже, в июле 1942 года, тоже был наводчиком, правда, самоходной установки. Свои ордена Отечественной войны II и I степени гвардии старший сержант 302-го отдельного самоходно-артиллерийского дивизиона 248-й стрелковой Одесской дивизии Денежкин Иван Васильевич получил в 1945 году за мужество и отвагу, проявленные в боях с захватчиками от реки Пилицы до реки Одер и от Одера до Берлина.

Второй родной дед – старший сержант I танкового батальона 33-й Армии Западного фронта Крылов Павел Васильевич (на снимке) был командиром танка «Т-60». Медаль «За отвагу» получил в августе 1942 года за то, что в ходе атаки уничтожил 15 солдат и офицеров, пулемёт, а после выхода из боя, ввиду неисправности башни, держал связь наступающих танкистов с командованием батальона, своевременно доставлял питание экипажам, находящимся на передовой. В 1943 году участвовал в боях за с. Ярцево, Смоленск. За смелость и хорошее знание вооружения командира танка Крылова назначили оружейно-пулемётным мастером. Во время боя под сильным артиллерийским огнём противника, находясь в боевых порядках танков, он непрерывно устранял все неисправности вооружения. Приказом по 42-й гвардейской Смоленской танковой бригаде Западного фронта гвардии старший сержант был награждён орденом Красной Звезды. 

В ряды Красной Армии Лопаткина Дмитрия Андреевича (родной брат бабушки) призвали 23 июня 1941 года. В 1944 году телефонист взвода управления 1093-го Корпусного пушечного артиллерийского Краснознамённого полка ефрейтор Лопаткин был награждён медалью «За оборону Москвы». В феврале 1945 года за проявленные в боях в Восточной Пруссии и ранее отвагу и мужество, а также за то, что под артиллерийским налётом противника ему приходилось устранять порывы линии связи (так, за один день боя он связал 10 порывов и 20 порывов ночью), был награждён медалью «За отвагу». Перед Днём Победы в 1985 году ему вручили орден Отечественной войны I степени.  

Для прадеда Анастасии Нестеренко автоматчика Кондрашова Алексея Васильевича (на снимке) война началась с августа 1941 года. В январе 1944 он едва не погиб – недалеко разорвался снаряд. Его, тяжелораненого, контуженого, полностью засыпанного землёй, с поля боя вынес друг. Восстановившись после третьего уже ранения, старший сержант Кондрашов продолжил службу в 205-м запасном стрелковом полку, затем в 256-й отдельной танковой бригаде 68-й бронероте 2-го Белорусского фронта. Участвовал в Могилевской, Минской, Восточно-Прусской, Белостокской и Берлинской стратегической операциях, освобождал Западную Белоруссию, дошёл до границ Польши и Восточной Пруссии. 

Победу встретил в 76-м отдельном батальоне охраны полевого управления фронта. За образцовое выполнение боевых заданий командирования, проявленные доблесть и мужество награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» (это лишь те, о которых сохранились данные). 

Информацию ещё об одном своём прадеде, пропавшем без вести 68 лет назад, Ильгове Иване Васильевиче, в отличие от своей прабабушки, так и не узнавшей о судьбе мужа, Анастасия нашла в Интернете. На одном из сайтов, где хранятся рассекреченные немецкие архивы о пленных, данные о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, она обнаружила не только его имя, но и узнала, что на его долю выпало три года фашистских лагерей! Последний – Шталаг IV В, известный жестокими правилами и изнуряющей работой, оказался для русского солдата, сильного духом, но уже слабого физически, невыносимым. 10 мая 1944 года он был переведен в Цайтхайн, филиал Шталага IV («лагерь смерти», из которого живыми не возвращались), где спустя 9 дней его не стало. Место захоронения – Цайтхайн (кладбище III, участок 58, блок I, ряд 16). Маленькая фотокарточка с номером 200983 на груди и отпечаток пальца – вот всё, что было в архиве.

О своём свёкре Вавилове Иване Фёдоровиче (на снимке) 1908 года рождения Любовь Татаринцева знает немного. Прошёл всю войну, был контужен. Вот, пожалуй, и всё. Но главное, что живым вернулся домой и успел пожить мирной жизнью до 1982 года.

 

Оцените автора
Огни Кавказа