«Женщина бальзаковского возраста» и «тургеневская девушка» – две фразы, которые чаще всего используют люди, желающие показать свою образованность, и способствующие полному их провалу.
Как-то во время разговора у моего собеседника проскользнула фраза «тургеневская девушка». Причем сказал он ее, описывая достаточно тихую, скромную, с мягким и податливым характером особу, очень мечтательную. Меня это слегка обидело. «Зачем, – подумала я, – использовать слова, значение которых понято неверно, зачем так невежественно относиться к нашим классикам?». Совсем не такие барышни были идеалом Ивана Сергеевича.
Каждый более или менее уважающий себя школьник читал роман Тургенева «Отцы и дети». В нем, мы помним, была юная Катя Локтева, младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Действительно, скромная и застенчивая, воспитанная по правилам хорошего тона. При этом Катя была образованной девушкой: много читала, играла на фортепиано, увлекалась наукой. На первый взгляд застенчивая, она обладала сильным характером, чуть ли не более сильным, чем ее старшая сестра Анна. Этих молодых леди отличало стремление к духовному и интеллектуальному развитию. Они были той самой золотой серединой между толстовским идеалом женщины – женщины-жены и матери, хозяйки дома – и девушками, зараженными идеями феминизма.
Вспомним другой роман Ивана Тургенева – «Рудин». В нем тургеневский идеал воплощен в Наталье Ласунской. Снова мы встречаем молодую образованную девушку, в меру мечтательную для своего возраста и с большой духовной силой. Эта девушка способна на решительные действия. За ее застенчивостью скрывалась такая интеллектуальная и духовная мощь, что даже Рудин, в которого она была влюблена, оказался не способен вынести эту силу.
Так какая же она тогда, эта тургеневская девушка? Выходит, что вовсе не серая мышка, все время опускающая глазки в пол, а скромная в силу воспитания, образованная, волевая юная особа. Во времена Тургенева сказали бы эмансипированная девушка, в наше время назовем ее самодостаточной.
Этот небольшой экскурс в произведения классика был вовсе не для того, чтобы задеть чьи-то чувства или блеснуть знаниями. Очень хочется, чтобы люди с большим трепетом и уважением относились к литературе и определения, имеющие точное и важное значения, не становились пустыми словами.
В этом году говорить о тургеневских барышнях нужно особенно много, ведь 2018 год юбилейный – 9 ноября мы отметим 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева, а 3 сентября будет 135 лет, как не стало классика русской литературы.
Валентина КАЛУГИНА. Фото: yvonne92110.centerblog.net