Достучавшийся с небес. Семейная сага белореченского священника

Православие

«Дальнейшая судьба неизвестна» – самые неприятные слова, которыми может заканчиваться историческое исследование. Именно так завершилась публикация «Детектив в рясе» в газете «ОК» №24 от 17.06.21 г., главный герой которой, священник из станицы Белореченской, с помощью пистолета и доброго слова смог организовать задержание двух мошенников. Короткая биография отца Викторина Станиславского, известная из архивных документов, не давала ответов на множество вопросов. Но всё изменилось, когда на электронную почту редакции пришло письмо из Болгарии.

Отец Викторин Станиславский на фоне Покровского храма в ст. Белореченской

Его автором оказался Вилиам Доков, правнук отца Викторина. Остаток вечера мы переписывались, уточняя детали перечисленных в статье событий. А на следующий день в телефонном разговоре он поведал по-настоящему удивительную историю своей семьи.
Викторин Иоанов Станиславский родился в 1868 году в семье священника станицы Новомарьевской. Окончил Ставропольскую Духовную семинарию. Его супругой стала Олимпиада Ждан-Пушкина. В 90-е годы XIX века у них родились две дочери, Зинаида и Лидия. Вскоре после этого Олимпиада умерла, и до конца жизни во всех документах Станиславский будет значиться вдовцом. Растить детей ему помогала тёща Мария.
В вопросах воспитания отец Викторин относился к дочерям как к мальчишкам, ведь он не понаслышке знал, что жизнь полна опасностей и нужно уметь постоять за себя. В 1873 году на его отца напали грабители, прострелили щеку и отобрали 500 рублей. Видимо, это происшествие заставило Викторина приобрести пистолет, который стал его последней надеждой на спасение в деле с мошенниками, когда станичная полиция не смогла организовать засаду и опаздывала на задержание. Когда пришло время, обе дочки получили в подарок по пистолету. Отец сам учил их стрелять.

Мария Ждан-Пушкина, Викторин и Олимпиада Станиславские с дочерьми Лидией и Зинаидой, 1898 г.

В станице Белореченской Викторин Станиславский служил с 1898-го по 1906 год. За это время ему пришлось пережить не только детективную историю с фальшивым золотом, но и множество ложных доносов и обвинений, в том числе в краже церковного имущества. По каждому из них отец Викторин был оправдан.
Дочери отправились учиться в Москву, как только выросли. Зинаида изучала архитектуру. Во время учёбы познакомилась с будущим мужем. Звали его Крум Доков, и он был  подданным Болгарии. Поженились они 31 января 1914 года, а в 1915-м у них родилась дочь, которую назвали Олимпиадой.
Через несколько лет Зинаида с мужем приехали на Кубань в гости к Викторину и, оставив дочь счастливому деду, уехали, рассчитывая скоро за ней вернуться. Однако в стране грянула революция. Муж Зинаиды был вынужден покинуть страну, но бежать вместе с женой не удалось. Он выехал из России через Турцию, а супруга должна была добраться в Болгарию через Грецию, но там её вместе с группой эмигрантов ждало заключение. Через полгода Зинаида бежала из лагеря и отправилась в Стамбул, где ей удалось отыскать мужа.
Зинаида писала в Россию своему отцу. Вернуться за дочерью в ту пору они не могли. Их переписка бережно хранится в семейном архиве Вилиама.
Отец Викторин снова оказался в роли отца. Внучку, как и дочерей, он воспитывал вместе с тёщей, но в марте 1921 года Викторин Иванович умер от сердечного заболевания. Олимпиада осталась на попечении своей прабабушки Марии Ждан-Пушкиной. К тому моменту Зинаида с мужем перебрались в Болгарию, и к 30-м годам связь с дочерью была потеряна.
В браке Зинаида родила ещё одного ребёнка, мальчика, которого назвали Викторином в честь деда. В 60-е годы она приехала в СССР, на Кубань, и пыталась найти хоть какие-то следы дочери, но нашла только книгу в центральной библиотеке Краснодара, надпись на обороте которой свидетельствовала, что она когда-то принадлежала Викторину Станиславскому.

Портрет Викторина Станиславского, сделанный в фотоателье Амбражевича (г. Майкоп)

Поездка в СССР оказалась безрезультатной. Зинаида вернулась в Болгарию. У неё родились два внука, один из которых Вилиам. Благодаря бабушке он выучил русский язык и хорошо владеет им до сих пор. В 1981 году Зинаида умерла, так и не узнав, что её дочь жива и здорова.
Олимпиада вышла замуж и, взяв фамилию мужа, стала Пахотиной. У неё пятеро детей, информацию о которых легко отыскать в Интернете. Например, Александр Пахотин – известный переводчик, Сергей – журналист, подполковник МВД, Юрий – писатель и журналист, редактор газеты «Тюменская область сегодня» …
В 90-е годы Вилиаму удалось отыскать в России Олимпиаду. Она жила в Тюмени, к тому времени ей было 80 лет.
Всего на несколько месяцев Зинаиду пережила её сестра Лидия. В 30-е годы её сослали в Сибирь и она жила неподалёку от Читы. После войны сёстры отыскали друг друга и несколько раз встречались в Краснодаре.
О «приключениях» Викторина Станиславского правнук Вилиам Доков прочёл на сайте газеты «Огни Кавказа» и поделился всем, что знает об истории своей семьи, которую продолжает бережно хранить.
Среди прочего сохранились фотографии отца Викторина и с семьёй, и на фоне Покровской церкви, которая когда-то стояла на территории нынешнего парка Победы. В середине 30-х годов храм был разобран, сохранились лишь короткие описания в клировых ведомостях, хранящихся в архиве г. Ставрополя. Во всём районе была найдена лишь одна небольшая фотография и ни одной фотокарточки священнослужителей.
История почти всегда остаётся для нас загадкой. Порой люди, ушедшие много лет назад, словно оживают в неожиданно найденных документах или рассказах их дальних родственников, и тогда начинает казаться, что это не мы ищем информацию о них, а они пытаются достучаться до нас.
Вилиам Доков живёт в Болгарии, ему 63 года, работает судебным медиком. В его семье двое детей, но их история только начинается.

Читайте также

Детектив в рясе. Священник из Белореченской принимал участие в задержании мошенников

От приюта до концлагеря. Судьба попечительницы из станицы Белореченской

Цена свободы

Оцените автора
Огни Кавказа