Вот если бы все белореченцы, имеющие собственный клочок земли, трудились на нём, как семья Казачковых и им подобные, украшали его с такой же любовью, тогда бы наш город (район) превратился в цветущий сад. А если бы их примеру последовали все жители страны, то настал бы уже на куске площадью почти с шестую часть суши всей планеты самый настоящий рай…
Эти прямо-таки маниловские мысли начали атаковать при очередном посещении личного подсобного хозяйства Виктора Евгеньевича, Нины Васильевны Казачковых и их сына Евгения. Бывая время от времени у гостеприимных хозяев, невольно отмечаю, как расцветает их подворье.
В семье лад, так и подворье – клад
Если раньше Нина Васильевна между кормёжкой, уходом, «воспитанием» сотен подрастающих цыплят едва выкраивала время, а в огороде едва хватало места на грядку с клубникой для детей, то теперь на приусадебном участке растут и клубника, и овощи, и много-много цветов. Есть даже искусственные минипрудики из пластиковых форм (один – глубиной 80 см, площадью около двух квадратных метров, второй ещё меньше) с цветущими кувшинками – красными, розовыми, белыми, отдыхающими на берегу лягушками, которые резво ныряют в воду, завидев людей.
– Как вам удаётся поддерживать порядок в таком маленьком объёме воды? – интересуюсь у Евгения, который в этот раз встречает нас вместо отлучившихся родителей.
– Время от времени чистить, конечно, приходится, а в основном обитатели сами управляются, – пояснил он. – Пруды зарыблены (!). Под листьями кувшинок не видно, но там карпы кои живут. Они чистят пруд от водорослей. Лягушки сами пришли и тоже следят, чтобы комары в воде не разводились.
Считается, что рыбки, живущие в пруду у дома, приносят хозяевам счастье, долголетие, защищают от бед. А конкретно парчовые кои обладают просто магическими свойствами. Если верить Википедии, то живут эти карпы сто лет, хотя могут и более двух веков. Отсюда, наверное, и миф о долголетии, которое они дарят людям в благодарность за хороший уход.
Удостоят ли рыбки Казачковых долголетием, время покажет. А вот о благополучии в доме уже говорят благоустроенные двор и подъезд к нему, добротная ограда по фасаду с узорчатыми воротами, от которых по обе стороны – ухоженные зелёные зоны. Красота подворья начинается с улицы. И пройти мимо, не свернув голову, невозможно, так как растения здесь необычные.
– В прошлом году на банановых пальмах большие гроздья плодов выросли, жаль, что не успели дозреть. И всё равно люди приходили сюда для селфи, – смеётся Евгений.
– А это китайская мимоза, – продолжил экскурсию подъехавший отец, – цветёт розовыми шарами. Вот чёрный орех – целебное дерево от коры до плодов.
Когда французская птица понимает по-русски
Как говорится, нет предела для совершенства, и Виктор Евгеньевич поделился планами дальнейшего благоустройства. Теперь у них с супругой есть на это время: дети выросли. У дочерей уже свои семьи, а сын вообще первым помощником стал.
– Тоже выращиванием птицы занимается? – уточняю у Виктора Евгеньевича.
– Мы всё делаем вместе, но птица – это наша с матерью главная забота, а Евгений стал индивидуальным предпринимателем, своё дело зарегистрировал, корма завозит и реализует, – пояснил отец. – Специализированный магазин открыл. Мать уговорила. Мы инкубационные яйца, племенных кур по всей стране искали, заодно и корма завозили. Трудно, когда самому за всё приходится хвататься, годы идут, сил не прибавляется… Хорошо, что сын взялся за решение этой проблемы. Нам не так хлопотно. Да и поголовье цыплят подсократили. Изменились запросы у покупателей. Если раньше оптовики брали трёхнедельного цыплёнка – только дай, то теперь хотят в возрасте месяц плюс неделя. За такой срок цыплята нас «съедят». Корма-то покупные, содержание одной головы обходится 4 рубля в сутки. Они ту цену, насколько цыплята съели, не дают. Поэтому работаем теперь с учётом спроса на рынке.
– Птицу выгодно реализовать или маленьким цыплёнком, или готовую на мясо, – пояснил Евгений. – Промежуточный же возраст, когда это ещё не курица (как раз растёт и много ест), самый затратный период в содержании цыплёнка. Цену на него не поднимешь потому, что не зарезать на мясо, а дёшево отдавать – себе в убыток.
– Что-то ещё изменилось? Помню, впервые в вашем ЛПХ увидела огромных петухов-красавцев породы Брама. Теперь в вольере тоже не мелкая птица, но явно другая, – уточняю у птицеводов.
– Это французские бройлеры трёх расцветок, их ещё называют «триколор» – Red Bro красная, Master Gris серая (оперением похожа на адлерскую серебристую) и Naked Neck голошейная, – рассказывает Виктор Евгеньевич.– Порода мясо-яичного направления.
Несколько несушек более известной породы Ломан Браун в вольере свидетельствуют о продолжающемся поиске идеальной птицы. Интерес к новым породам за пятнадцать лет у Казачковых не пропал, как и любовь к выбранному когда-то делу. А это главное. Ведь каждому живому существу нужны внимание и забота. И в данном белореченском дворе иноземная птица их явно нашла. Петушки-французы не жалуются на то, что зовут их обычными петьками. Ну а курочки – те и вовсе россиянки.
– Яйца птицефабрики закупают во Франции, вылупившихся петушков продают, а курочек оставляют на племя, – объяснил разницу в «гражданстве» кур по половому признаку Виктор Евгеньевич. – Приобретая петушков, мы получаем чисто французскую птицу, а курочек птицефабрики продают только после того, как получат у себя новое поголовье, так что они уже оте-чественного производства.
Но независимо от происхождения и те, и другие хорошо понимают по-русски, если рацион у них сбалансирован, в курятнике тепло, в вольере просторно, как у Казачковых.
– Хорошая порода, – констатирует проверенный годами факт Виктор Евгеньевич. – Несутся, и мясо у курицы есть, причём очень вкусное и полезное. Пятерых внуков на домашнем бульоне вырастили. Например, мясо белого бройлера на бульон не очень подходит, больше на жарку, типа цыплёнка-табака. Вкус мяса птицы от породы зависит и, конечно, от того, чем и как её кормишь. Тут нам сын помогает.
Бизнес и коронавирус
Комбикорма у Евгения Казачкова фирменные. Работает он с хорошо зарекомендовавшими себя производителями Краснодарского края, Ростовской и Белгородской областей. Изготавливают Казачковы и кормосмеси по своей рецептуре из закупленного у местных фермеров зерна.
– Ограничения, связанные с пандемией, не отразились на поставках из других регионов? – спрашиваю у Евгения.
– Нет, корма в реестре товаров первой необходимости, как и вся сельхозпродукция.
– Значит, ваш бизнес не пострадал от коронавируса?
– Еще как пострадал! – делится Евгений. – Хотя нас не закрывали, мы сами прикрыли магазин из-за отсутствия покупателей. Люди к нам не могли добраться. Наши потребители в основном селяне, а движение по району было запрещено. Представляете, в какую ситуацию попали те, кто приобрёл цыплят, утят, вообще молодняк, а кормов не купить. Мы помогали, как могли, по возможности доставляли на дом. Но сначала и нам нельзя было ездить. Почти месяц практически не торговали.
– Вам оказали помощь как пострадавшим от коронавируса?
– Оказали в размере 12 тысяч рублей, то есть месячной минимальной оплаты труда. Капля в море понесённых затрат, но всё же лучше, чем ничего. Аренду не отменили, а она очень дорогая. Налоговых каникул не положено. В апреле вроде отсрочили выплату по кредиту, так в мае вдвойне пришлось заплатить.
Евгений торопился на своё рабочее место, и мы напросились с ним. В магазине застали его маму. Предпринимателем, то есть хозяином торговой точки, является Евгений, но родители, кто посвободнее в данный момент, подменяют за прилавком сына. Так что магазин можно назвать продолжением общего семейного бизнеса. Каждый вносит сюда что-то своё, что считает полезным, по принципу «как для себя».
– Наши постоянные клиенты знают, что корма у нас проверены на собственном поголовье, – рассказывает Нина Васильевна. – Как и все витамины, добавки, средства ухода.
– Некоторые средства проверены даже на себе лично, – признаётся Виктор Евгеньевич. – Рыбий жир пили и ещё кое-что испытали успешно.
В магазине люди заказывают и птицу от ЛПХ «Несушка». Через заказ потому, что для уважающего себя птичника имеет значение, на какие цели приобретающему нужно поголовье. Ведь кур на откорм, чтобы мясо получить, и несушек растят по-разному не только на крупных птицефабриках, но и на хоздворе грамотного хозяина.
Так привыкли работать Казачковы. Сбыть продукцию повыгоднее для себя – не их цель. Им важно, чтобы покупатель получил именно то, что ему нужно. У них за десятилетия сложился круг своих клиентов. Новички иной раз сетуют на дороговизну и уходят в поисках более сходных цен на цыплят, курочек-несушек, корма. Постоянные же покупатели уверены, что здесь они приобретают товар с гарантией, а в качестве бонуса – ценные советы от опытных птицеводов.