Вчера, 12 мая, медицинские сёстры всего цивилизованного мира отметили свой профессиональный праздник. В нашем районе поздравления получили 608 медицинских сестёр Белореченской ЦРБ, а также десятки представительниц этой самой гуманной на земле профессии, работающие в учреждениях социальной сферы и частных клиниках.
Медсёстры (а теперь и медбратья) всегда рядом с людьми всех возрастов – в детских садах, пансионатах для престарелых и инвалидов, на спортивных соревнованиях и массовых развлекательных мероприятиях. Они в каждую минуту готовы прийти на помощь. А уж для врача хорошая, надёжная медицинская сестра – это его третья рука, которой всегда очень не хватает.
У медицинских сестёр множество видов должностей, и на каждой – свои обязанности, свои требования к специалистам. Однако есть особые отделения в больнице, где ответственность медперсонала и требования к его квалификации особенно высокие. В первую очередь это отделение анестезиологии и реанимации. Сюда поступают пациенты, чья жизнь часто висит на волоске и зависит от профессионализма медиков.
Людмила Иванова проработала в этом отделении 42 года. Пришла после окончания Майкопского медицинского училища в 1981 году и трудится по сей день. В её трудовой книжке всего одна запись о принятии на работу, добавлялись лишь изменения в названии самого места работы. Раньше анестезиологи были при хирургическом и травматологическом отделении, а когда Центральная районная больница переехала в нынешнее здание, анестезиологов выделили и объединили с реанимацией.
– Если Вы хотели стать медсестрой, то почему именно анестезистом? – спрашиваю у Людмилы Михайловны.
– Вообще-то я врачом мечтала стать. Но при поступлении баллов недобрала. Потом, чтобы времени даром не терять, поступила в медучилище. В анестезиологию пошла, потому что моя мама Нестеренко Екатерина Лукинична там 38 лет проработала, – пояснила она. – А уже по моим стопам пошла внучечка. Возможно, она наш общий семейный стаж до века доведёт.
Специалисты другого направления медицины утверждают, что постоянный стресс отрицательно действует на человека. Но Людмила Михайловна всем своим видом это опровергает. Она совсем не нервная и не задёрганная. Хотя на смене оказалась одна, встретила нас доброжелательно, спокойной улыбкой, правда, предупредила, что в любую минуту её могут вызвать в оперблок, и не отходила далеко от входа в приёмное отделение, куда одна за другой подъезжали машины скорой помощи.
Все медицинские сёстры отделения анестезиологии и реанимации имеют высокую квалификацию и могут заменить коллегу в случае необходимости. Этому в училище не научат, это даётся с огромным опытом на практике.
– У нас, медсестёр-анестезиологов моего поколения, были замечательные учителя и наставники, – делится Людмила Иванова. – Я по сей день благодарна своей однофамилице Галине Григорьевне Ивановой, а также Элеоноре Владимировне Гринченко и Фазие Мукатдисовне Ишназаровой (к сожалению, её уже нет). Они делились с нами знаниями, передавали практические навыки, свой опыт.
Нынешнее старшее поколение, конечно, тоже щедро делится с молодой сменой любовью к профессии, состраданием к больным людям, своими практическими умениями.
– Но многие молодые, которые приходят к нам на практику, своё будущее с медициной связывать не стремятся, – рассказывает Людмила Михайловна. – Они чаще всего на косметологию настроены. Хотя сейчас работать намного легче. Модернизация в медицине далеко шагнула. Если раньше мы пациента после наркоза контролировали, то теперь приборы за его состоянием следят. И во всём так.
Тем не менее, какой бы высокотехнологичной медицина ни была, без медсестёр не обойтись. Ведь даже самый умный прибор не заменит добрый взгляд и подбадривающий голос медсестры человеку, который приходит в себя от наркоза.
Любовь КАЛИНИНА.
Фото Сергея МАРТЫНОВА.