В этом году мы отмечаем 100-летие со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Иосифовича Макаренко, чье детство прошло в станице Белореченской.
16 мая 1920 года в селе Петровское (сегодня – город Светлоград) Ставропольского края в семье рабочего-железнодорожника родился Алексей Макаренко – будущий Герой Советского Союза, командир звена 160-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка 8-й Гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го Гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта.
Детские годы Алексея прошли в станице Белореченской. Учился он в железнодорожной школе №68. Именно в Белореченской родилась у будущего лётчика любовь к небу. По личным воспоминаниям Алексея Иосифовича, лётчиком он решил стать в семь лет, когда в погожий летний день 1927 года увидел в белореченском небе около двух десятков самолётов, «заболев» авиацией серьёзно и навсегда.
Свои детские воспоминания Алексей Макаренко подробно изложил в автобиографии «Я – пикировщик», печатный экземпляр которой хранится сегодня в фондах Белореченского музея.
«Я частенько приходил в аэропорт, ко мне привыкли. Помогал мотористам, ремонтникам, интересовался устройством самолётов, техникой пилотирования, узнал много специальных терминов. Прошло немного времени, и я хорошо знал устройство таких самолётов как К-5, «Юнкерс» и др. Однажды, это было в 1933 году, в железнодорожном клубе появился молодой симпатичный мужчина в авиационной форме ОСОАВИАХИМа – Александр Пустынников. Говорили, что это инструктор-планерист, будет обучать полётам на планере молодёжь. Я немедленно обратился к нему. «Для планеристов ещё маловат, – сказал он, – а в авиамодельный кружок я тебя запишу. Через год-другой станешь планеристом». Я, конечно, сразу согласился».
В 13-летнем возрасте Алексей Макаренко вместе с другими белореченскими мальчишками стал заниматься в кружке авиамоделирования, который расположился на четвёртом этаже железнодорожного клуба. Занятия проводил инструктор-планерист Александр Пустынников. Он не только учил увлечённых ребят изготавливать модели летательных аппаратов, но и знакомил их с историей авиации. Свои конспекты, чертежи, схемы и плакаты по авиации Пустынников передал в кружок для тщательного изу-чения. В своей биографии Макаренко рассказывает занимательный случай, произошедший в ж/д клубе в 1933 году.
«Начальник аэропорта Скалозубов и техник Исаев изготовили модель самолёта типа «утка» с двумя винтами. Летала она не обычно, а хвостом вперёд. Они выступили перед железнодорожниками с лекцией об отечественной авиации. В заключение запустили свою модель со сцены прямо в зрительский зал. В полуметре от голов зрителей модель стала набирать высоту и приземлилась на балконе у кинобудки. Зал взорвался аплодисментами. Потом эта модель была передана в дар нашему кружку».
Зимой с 1933 на 34-й год планеристы приступили к полётам, которые производились на учебных планерах УС-2. Кружковцы под руководством инструктора взлетали на планерах на 10, а то и 20 метров от земли и парили в воздухе до 100 метров, совершенствовали технику пилотирования. Макаренко участвовал во всех работах: сборке и разборке планера, его ремонте – знал всю теорию полёта. Но совершить свой первый «прыжок в воздух» будущий лётчик смог только через год обучения. Впервые он поднялся в небо вместе с преподавателем Пустынниковым на двухместном планере-парителе 18 августа 1934 года. В тот день планерная группа из Белореченской участвовала в учебных сборах планеристов Северного Кавказа в районе Минеральных Вод. С тех пор жизнь его была неразрывно связана с небом.
В 1936 году семья Макаренко переезжает в Майкоп, где Алексей продолжил учёбу в местном аэроклубе им. Громова. 28 декабря 1939 года Алексей Макаренко был призван в армию и стал курсантом Таганрогской военной авиационной школы им. Чкалова. По окончании школы с 21 июня 1941 года проходил службу инструктором 17-й Майкопской военной школы пилотов. В 1942 году судьба ещё раз закинет его на белореченскую землю – с весны по июль он уже сам проводил инструктажи на Белореченском аэродроме.
В 1943 году Макаренко оканчивает Кировобадскую военно-авиационную школу пилотов. С 15 мая 1943 года он в звании младшего лейтенанта в действующей армии. Воевал старшим лётчиком пикирующего бомбардировщика «Пе-2», командиром звена бомбардировщиков 160-го авиационного полка, входившего в авиационный корпус полковника Ивана Полбина, внедрившего в войска тактику бомбардировки с пикирования, так называемую полбинскую вертушку. Замкнутый круг из пикировщиков, прикрывая друг друга, непрерывно атакует цель, воздействуя на неё бомбами и бортовым огнём. Выход из наиболее эффективного с точки зрения бомбометания пике – под углом до 90 градусов – сопровождался перегрузками, выдержать которые могли только особо натренированные пилоты. Алексей Макаренко мастерски овладел этим тактическим приёмом. Отважный летчик, бесстрашный воздушный боец участвовал в битвах на Курской дуге и за Днепр, в освобождении Белгорода и Харькова, в Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях, нещадно бомбил противника в окруженном Бреслау, в прорыве обороны на р. Нейсе и в битве за Берлин. 13 раз он вёл воздушные бои с истребителями противника. Неоднократно его самолёт подбивали, но, даже на подбитом, он мужественно выполнял поставленную перед ним задачу и возвращался на свою территорию.
27 июня 1945 года 25-летний гвардии старший лейтенант Алексей Макаренко был удостоен звания Героя Советского Союза за 161 успешный боевой вылет на уничтожение живой силы и техники противника (бомбардировку железнодорожных станций, эшелонов, скоплений войск, складов с боеприпасами, зенитных батарей), из них 27 – на разведку войск противника и «свободную охоту», в ходе которых им были проявлены мужество, мастерство, решительность, хладнокровие.
Алексей Макаренко был также награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени и двумя орденами Отечественной войны I степени. 24 июня 1945 года в Москве в составе сводного полка 1-го Украинского фронта участвовал в первом параде Победы. Майор Алексей Иосифович Макаренко продолжал службу в армии до 1954 года. Жил и работал в Волгограде, а затем в Краснодаре. 24 ноября 1991 года ушёл из жизни. Похоронен в Волгограде.
В 2019 году белореченской школе №68 было присвоено имя героя.
Мария ФРОЛОВА, старший научный сотрудник музея Белореченска.
В статье использованы материалы сайтов «Герои страны» (www.warheroes.ru) и «Память народа» (pamyat-naroda.ru).
Уважаемые белореченцы!
В фондах музея Белореченска практически отсутствуют фотографии и документы, связанные с историей белореченского аэродрома и его служащих. Если в ваших домашних архивах имеются такие документы или соответствующие сведения, просьба поделиться ими, оригиналами или копиями, с музеем. Вместе мы сохраним историю для будущих поколений.
Администрация музея Белореченска.