Моё подворье. Когда дело нравится, то некогда стариться

Земляки

Хобби у белореченца Виктора Петренко полезное для здоровья его семьи и близких и с омолаживающим эффектом для самого Виктора Анатольевича. Он всегда бодр, в прекрасном настроении и совсем не выглядит на свой давно уже пенсионный возраст. А увлекается он… птицеводством.

Виктор Петренко знает, что нужно курице для счастья. У него даже понятный им язык существует. Хозяин только издал звук, похожий одновременно на негромкий свист и зов, как пернатые тут же бросили все свои дела и принеслись к нему со всех ног – Я же физическим трудом ежедневно занимаюсь, круглый год большую часть суток нахожусь на свежем воздухе. За работой, когда она нравится, стареть некогда, – уверен Виктор Петренко.

Говорят, что на рыбалке время не идёт в счёт жизни, потому что проведено оно с удовольствием и наполнено положительными эмоциями. Наверное, это можно сказать о любом увлечении. В таком случае и разведение птицы ничуть не уступает времяпрепровождению на берегу с удочкой, как и результат. Разве наваристая домашняя лапша на курином бульоне хуже ушицы из выловленной рыбки? Конечно, нет, диетологи утверждают, что вся натуральная, свежая, вкусная пища способствует сохранению здоровья на долгие годы.

– Мы свинину уж и не помним когда ели, да и говядины на нашем столе практически не бывает, – делится Виктор Анатольевич. – В основном едим не покупное мясо, а своё – индейку и курятину.

Чем заняться, подсказала сама жизнь

Кроме того, что занятие разведением птицы – это здоровый образ жизни, к выбору хобби на заслуженном отдыхе Виктора Петренко подтолкнули сложившиеся обстоятельства. Во-первых, почти вся его трудовая деятельность была связана с птицеводством. История белореченской птицефабрики прошла на его глазах. Он работал на предприятии с самого основания, после того как колхозный птичник был передан птицепрому.

Во-вторых, размер приусадебного участка позволил и разместить помещения для птицы, и выделить место для её свободного выгула. А вот у супруги Виктора Анатольевича Натальи Николаевны выбора особого и не было. Состав почвы на придомовом участке, к сожалению, такой, что об огороде даже мечтать не приходится.

Мать нынешнего хозяина подворья трудилась в колхозе имени Ленина, а колхозникам, даже жившим в городе, тогда по закону полагались огороды значительно больше стандартных шести соток. Но земля была нужна до тех пор, пока у родителей Виктора Анатольевича сил хватало полностью засевать-засаживать весь участок. Когда старшему поколению Петренко в силу возраста земля стала не нужна, более плодородные её куски постепенно перешли к соседям. И к тому времени, как у их сына появилось время и желание заняться личным подсобным хозяйством, остались нынешние 15 соток, совершенно непригодных для земледелия.

– Здесь можно было бы карьер по добыче гравия открыть, – шутит хозяин.

Галечник при перекопке выходит наружу даже сквозь слой насыпного грунта. Хозяйка немало труда вложила в эту землю, прежде чем подворье приобрело ухоженный цветущий вид (одних только ирисов мы насчитали здесь около десятка расцветок). Несколько деревьев да декоративные растения – всё, что удалось ей вырастить.

– Разбил территорию на отдельные участки и занавоживаю по очереди. Здесь куры на травке гуляют, а туда вывожу и складываю солому с помётом из курятника. Как перепреет, за этот участок возьмусь, – делится планами Виктор Анатольевич.

Примечательно, что специфического запаха птицы на подворье нет. Как пояснил хозяин, это потому, что в курятнике всегда сухо. Он ежегодно покупает и завозит по 120 тюков ячменной соломы и по 40 тюков сена. Они служат и кормом для птицы (позволяют сэкономить до двух тонн зерна, которое тоже покупное), и тёплой подстилкой, а потом ценным перегноем.

– Без сена и соломы индюков не вырастить, – выдаёт секрет своего успеха птицевод. – Индюшат до взрослых индеек вообще поднимать сложно. Падёж у них очень высокий. Мало кто решается на такие огромные затраты. Все в основном стремятся к тому, чтобы доход получить, а индюки убыточные. Для меня же это не имеет особого значения: у меня не производство, а хобби.

– Поэтому и мясо индюка дорогое? – спрашиваю у птицевода.

– Оно просто не может быть недорогим, – соглашается он. – Это цыплёнка бройлера до товарного веса можно вырастить за 40 дней, а индюк должен свои девять месяцев прожить хоть дома, хоть в условиях промышленного производства. Если с цыплятами на откорм за год можно пять посадок сделать, то с индюками только одну. Летом начинаю кормить, зимой – забиваю.

– Прямо, как поросята, – замечаем мы.

– Сейчас даже свиней вывели скороспелых пород, – не согласен Виктор Анатольевич. – А индюк не подходит для производства скороспелого мяса, у него мясо бывает только зрелое, поэтому индюшатина дешёвой никогда не будет.

Из чего вкус складывается

Пожалуй, никому объяснять не надо, почему мясо домашней птицы отличается от произведённого на птицефабрике. Та же курица на подворье в свободном выгуле на солнышке натуральный витамин D получает, а травинки, жучки, червячки, очистки с хозяйской кухни разнообразят её меню. Даже то, как птица себя ощущает, говорят, имеет значение. Знатоки утверждают, что у счастливой курицы яйца и мясо вкуснее.

Виктор Петренко согласился и добавил ещё два слагаемых вкуса – породу птицы и то, как она забита и разделана.

– У меня куры-несушки породы Коралл (немецкая линия от скрещивания Леггорна и испанской Минорки). Были раньше других пород, мясного направления, но остановился пока на этой. Яйца у неё крупные и вкусные. Чтобы скорлупа была крепкой и недостатка кальция не получилось, закупаю много ракушки. А индюки – на мясо. У меня их разновидность – тяжелый кросс. Самцы до 25 килограммов вытягивают, самки – по 18-20 кг. Долго искал нужную мне породу. Всякие породы были, но каждый раз всё не то, недоволен был то одним, то другим. Наконец, нашёл таких, которые нравятся и по выходу мяса, и по вкусу. Я 20 лет занимаюсь индейкой и могу с уверенностью сказать, что её мясо очень полезное. Я, конечно, не лаборант, чтобы точно сказать, какие в нём вещества содержатся, но есть пример давнего знакомого, который перешёл на мясо индейки и забыл о больном желудке.

– Как стать вашим покупателем?

– Собственно, на продажу у меня идут излишки. Яйца и мясо у нас расходятся на три семьи – нашу и двоих детей. Что остаётся, реализую знакомым. Клиенты у меня постоянные, те, кто знает качество продукции. Их цена не останавливает, люди понимают, что им нужно. Среди моих клиентов есть доктора. Дочь с семьёй в Сочи живёт, я ей мясо туда передаю, она поделилась, и теперь они в списке очередников на мясо. Кстати, сочинский хирург научил меня правильно разделывать тушку. А одноклассник Сергей Синицкий, ветеринар, консультирует. В гости приходил, посмотрел, как у меня организованы забой и разделка, сказал, что такого порядка ни у кого не видел.

Хозяин, не скрывая гордости, показал помещение, оборудованное под разделку, рядом с ним – стол и профессиональные приспособления для забоя.

– Птица у меня перед забоем не успевает испугаться. Всё это я видел на бойнях, в разделочных цехах, – пояснил Виктор Анатольевич. – По работе мне приходилось ездить по городам и производствам. Что понравится, примечал и у себя делал.

– Но почему Вы не развиваете производство, если спрос есть?

– Того, что выращиваю, для моих постоянных потребителей кое-как хватает, а увеличивать не рискую, боюсь, что реализации не будет. Наши люди привыкли во всём себя ограничивать и в первую очередь экономят на еде, покупают в магазинах что подешевле, хоть и в ущерб собственному здоровью. И всё для того, чтобы за границу съездить. Не понимают, что здоровье не на недельном отдыхе нужно укреплять, а дома и каждый день. Такие люди по 350 рублей за килограмм мясо индейки покупать не будут. Вот поэтому у меня не производство, а хобби. Выращиваю для себя и тех, кто понимает.

Оцените автора
Огни Кавказа