Художник с иголкой вместо кисти 

Земляки

Сцена, концертная площадка – особое место, поэтому к выходящему на неё зрители неосознанно предъявляют повышенные требования: к причёске артиста, осанке, одежде… Одежда, как известно, визитная карточка, по ней всех встречают. А для артиста она вообще становится партнёром в создании образа.

Блузка, юбка, рубаха, брюки на подмостках любого уровня – это уже не просто одежда, а сценический костюм.

Бывая на концертах, рассматривая затейливые костюмы выступающих, каждый раз задаюсь вопросом: кто их создаёт? Недавно я познакомилась с таким человеком – Людмилой Литвиновой. 

Нашла я мастера благодаря заслуженному работнику культуры Белореченского района Тамаре Борзе. Тамара Николаевна на сцене всегда выглядит как королева. В немалой степени ей в этом помогают красивые костюмы. Да, постановщик номера, руководитель вокального или хореографического коллектива придумывает костюмы в общих чертах. Но претворить идею сможет далеко не каждый умеющий хорошо шить. Тут без творческого подхода никак не обойтись. Вот о том, как из отдельных элементов (тканей, лент, кружев, тесьмы…) рождается прекрасный образ, я и прошу рассказать портниху с более чем сорокалетним стажем Людмилу Литвинову. 

Людмила Александровна – человек весьма скромный и немногословный. И не потому, что не хочет делиться секретами мастерства. Просто возраст у неё уже пенсионный, и она если и берётся за шитьё сценического наряда, то только потому, что отказать не может. Ведь всю жизнь за машинкой провела, сотни тысяч различных швейных изделий вышли из-под её рук. Тем не менее, швеёй она стала случайно. 

Перед девушкой по окончании средней школы были открыты все пути. Она металась перед выбором: поступать в медицинский институт или стать строителем. До сих пор многие её знакомые говорят: «Какое счастье, что не прошла тогда по конкурсу в Новочеркасский институт на строительный факультет!». А для хорошо учившейся и уверенной в себе девушки это был полный провал. Без дела в те годы никто не сидел, поэтому, вернувшись домой, она стала искать работу. Но тут выбор у вчерашней школьницы оказался небольшим. Пошла она на курсы кройки и шитья, по окончании которых с трудом, «по знакомству», устроилась в швейный цех КБО (комбинат бытовых услуг). Трудилась добросовестно, параллельно училась на портного, потом – на закройщика, поднималась по карьерной лестнице… Проработала там, по её выражению, до развала Советского Союза, под обломками которого была похоронена и та система бытового обслуживания населения. 

– Но жизнь-то продолжалась, – вспоминает Людмила Александровна. – Дома трое сыновей, которых нам с мужем нужно было растить, учить, поддерживать. Несмотря на то что рынок наполнился привозной импортной одеждой, индивидуальный пошив всегда был востребован. Я стала индивидуальным предпринимателем, как и большинство наших швей.

Шить приходилось всё, вплоть до чехлов на автокресла, мебель и даже для инструментов. Бралась за ремонт и реставрацию старой одежды. Для этого, утверждает Людмила Александровна, тоже творческий подход нужен.

– У меня есть две знакомые девушки, которые иногда приходят с одеждой своих мам, просят подогнать под их фигуры и осовременить. Берусь, потому что интересно, – признаётся мастер. – Да и жаль, если выбросят, сшиты платья из натуральных, качественных тканей. Сделаю – и сама любуюсь потом на девчат, какие они красивые в этих платьях.

Когда результат долгого обдумывания будущего наряда и кропотливого труда по его созданию радует, то удовлетворение она получает не меньше артиста, в нём выступившего. 

– Сейчас многие выставляют в соцсетях фотографии с концертов, праздничных мероприятий, торжественных встреч. Я вижу участников в костюмах, которые сшила, показываю внучкам: «Смотрите, что ваша бабушка умеет». Они восхищаются. Но, к сожалению, самим внучкам пока моё творчество не нужно. Все три увлекаются спортом и одежду носят соответствующую: майки, джинсы, кроссовки.

– И всё-таки швей, портных у нас немало, но мастеров по сложным народным костюмам можно по пальцам пересчитать. Как Вы к этому пришли? – спрашиваю у Людмилы Литвиновой.

– С первым необычным заказом обратились ко мне мужчины. Попросили сшить казачью форму. Привезли образец – старинную черкеску, галифе. А потом и женщины потянулись. 

Творческий процесс начинается с обсуждения с заказчиком. Хорошо, если подбор ткани бывает совместным. Сложнее, когда приносят готовую ткань, которая не всегда отвечает задуманной идее. И тогда мастер придумывает, что ещё использовать, какие материалы применить, чтобы готовое изделие не теряло форму. Затем с первой модели костюма начинается создание образа всего коллектива. Приходится шить и перешивать не один раз, пока понравится всем. А дальше уже техническая работа – по первому образцу сшить индивидуально для каждого члена коллектива. 

– Но ведь среди массы фурнитуры нужно ещё уметь выбрать не просто красивую, а соответствующую историческому народному костюму. Нельзя же пришить, например, к казачьей юбке тесьму с греческим или арабским узором. Как Вы в этом не путаетесь?

– У меня дома масса самой разной литературы, старинных фотографий, а сейчас Интернет помогает сориентироваться. Я изучала особенности костюма, которые есть и у казаков. Одежда донских, линейных, запорожских казаков значительно отличается и по цвету, и по украшению.

Самое сложное в творчестве, как призналась Людмила Александровна, – это придумать что-то новое. Никому не хочется приехать на фестиваль казачьей песни и оказаться в одинаковых костюмах. И мастер ищет. Иной раз эти поиски продолжаются 24 часа в сутки, даже во сне. 

Каждый новый костюм неповторим – он такое же произведение искусства, как и новая песня, живописное полотно, стихи… Он является такой же творческой самореализацией художника, только выражена она в одежде. 

Любовь КАЛИНИНА.

На снимке: Со зданием бывшего Дома быта у Людмилы Литвиновой связаны воспоминания о юности

 

Оцените автора
Огни Кавказа