Анатолий Павлович Христенко родился, вырос и окончил среднюю школу в селе Великовечном. Главные увлечения: с детства – рисование, с юности – радиотехника, стали делом всей жизни.
Интерес к радиотехнике и к передовой технике вообще сделал его востребованным специалистом в разных областях производства, в том числе и в ВПК СССР. Не изменив творчеству, он претворил в жизнь и свою мечту – стал художником.
О творческом пути Анатолий Павлович всерьёз стал задумываться в старших классах школы. Но ознакомившись с условиями поступления в художественные училища, понял, что сельскому пареньку там ничего не светит. Нужно было как минимум окончить художественную школу, о которой тогда в районе ещё и не слышали. Природная скромность и неуверенность притормозили также и стремление получить высшее образование.
Но, как утверждал писатель Лион Фейхтвангер, талантливый человек талантлив во всех областях. Эти слова вполне применимы к Анатолию Христенко. Начал он свою трудовую биографию учеником слесаря на авиационном заводе в Таганроге, но очень скоро сам получил ученика. Окончил профтехучилище и вечернее отделение техникума. А должности, которые он занимал впоследствии, работая на оборонных заводах, соответствовали самому на тот момент высшему техническому образованию.
Анатолию Павловичу приходилось ездить по городам, где базировался Военно-морской флот СССР, настраивать и ремонтировать радиоаппаратуру, радиолокационные установки. Довелось пожить и в культурной столице страны – Ленинграде. Там он получил мощный заряд вдохновения, проводя всё свободное от работы время в музеях и художественных галереях.
Выставка для двух зрителей
На срочную военную службу его призвали только в 1968 году, в 27 лет. Служба проходила в Закарпатье. Напоминает ему о том периоде жизни одна из любимых творческих работ: небольшое панно с объёмным изображением гуцульской свадьбы, вырезанное из дерева.
– Наш лейтенант женился на местной девушке, – рассказывает мастер. – Мы, конечно, были приглашены. Свадьба необычная, с национальным колоритом, захотелось запечатлеть. Нелегко далась мне работа, потому и любимая.
– Почему именно эта? Вот ещё почти такое же панно, но в русском стиле, – интересуюсь у автора.
– Панно с гуцулами сложнее по технике исполнения, – пояснил Анатолий Павлович. – Оно сделано из целого куска дерева, а русская пляска – аппликация, фигурки вырезаны отдельно и приклеены к фону. Здесь представлены работы, выполненные всеми техниками резьбы по дереву, которые мне известны.
Есть такое выражение: «театр одного актёра», а мы попали на выставку для двух зрителей. Её оформил художник специально к нашей встрече. Резные блюда, предметы кухонной утвари, узорные рамы, панно, деревянные скульптуры и оригинальные миниатюры – всё это великолепие он разместил на специальных стеллажах. Один стеллаж, установленный чуть в стороне, был отдан другому виду творчества – чеканке по металлу. Образы, изображённые на них, узнаваемы с первого взгляда: Григорий и Аксинья из «Тихого Дона», «Юный боец из будёновских войск», «Охота на оленя», где олень очень похож на бронзовое украшение, найденное в скифском кургане на белореченской земле, потрясающая «Цыганка» взвихрила пышные юбки в страстном танце и напомнила строки из пушкинской поэмы…
– Вы, наверное, помните, одно время чеканка была очень модной, – объяснил своё отступление от любимого дерева в выборе материала для творчества Анатолий Павлович. – Мне руководители заказывали чеканки на подарки для вышестоящего начальства и когда за границу выезжали. Себе оставил несколько небольших работ, а делал и более масштабные. Работа с металлом сильно отличается от резьбы по дереву. Тут мало быть художником, нужно ещё и сплавы, технологию знать. Инструменты тоже требуются другие.
Сквозь тернии – к творчеству
Кстати, об инструментах, материалах и прочих материальных вещах, без которых художник не может состояться. Это современная творческая молодёжь не знает ограничений в выборе средств для самовыражения – всего навалом, были бы деньги. В советские времена при всём богатстве нашей страны найти копеечные кисти было проблемой, а тут специальный инструмент необходим. Да и, несмотря на изобилие природных ресурсов, дерево, металл, даже бумагу нужно было «доставать».
– Мне помогало то, что я работал на нужных предприятиях, – шутит Анатолий Христенко. – Когда работал на заводах оборонки, металл был доступен, и инструменты я мог сделать, какие мне были нужны. Теперь у меня есть набор уникальных инструментов. А дерево часто доставалось в оплату за изготовление заказа.
– Дерево Вам всё-таки ближе?
– С ним я знаком, можно сказать, с рождения. Дед и отец были столярами. Всю мебель в доме и всё, что в быту использовалось, изготавливали сами. Но художественной резкой по дереву они, конечно, не занимались. Не до того было.
– Ваши работы выполнены профессионально и высокохудожественно, эти филигранные узоры, наверное, только ювелиру по силам. Неужели самостоятельно до такого уровня дошли?
– Не совсем, я старался не упускать ни малейшей возможности учиться, посещал художественную студию во Дворце культуры в Таганроге. Правда, недолго. Работа, учёба отнимали почти всё время. Ходил по выставкам и музеям, штудировал журналы и газеты, собирал информацию по крупицам. Другой литературы по искусству тогда не было, да и художественной резке по дереву нигде не учили вообще. Для меня открытием было, что, оказывается, существует специальный инструмент для резьбы, мне же приходилось самому его изобретать и делать. Очень много мне дала работа на таганрогской мебельной фабрике, где я трудился в 1990-х годах. Фабрика переходила на изготовление индивидуальной художественной мебели. Мои способности там оценили, и я научился делать красивую мебель. Кое-что из моих работ я сфотографировал на память, – Анатолий Павлович показал небольшой фотоальбом. – Но потом наступило сложное время, денег у людей не стало, заказы кончились, фабрика закрылась. А мы решили возвратиться в Великовечное. Тут я тоже делал мебель на заказ, сувениры для подарков. А эти работы вот оставил у себя.
– Очень жаль, что люди не видят эту красоту. Вы сами какой представляете дальнейшую судьбу своих произведений?
– Почему никто не видит? Они были выставлены однажды в городе, когда на площади устроили «Белореченский Арбат», была у меня выставка и в нашем Доме культуры. Вон рядом с ДК пристройка. В ней планируется открыть музей. Если достроят, то, возможно, найдётся там место и для моих работ. А пока они хранятся у меня дома в ящиках. Вы уедете, я снова их упакую и уберу…
И в жизни – образец
О художниках и талантливых людях вообще сложился стойкий стереотип, что им свойственны такие черты как невротизм, неустойчивость характера, оторванность от земных проблем. Об Анатолии Павловиче этого не скажешь. Остаётся только догадываться о том, что происходит у него в душе, когда из-под резца выходит сложный, затейливый узор, рождается светлый образ. Внешне это уравновешенный человек, но неравнодушный к окружающему миру. Он дорожит всем, что даёт ему судьба. Она подарила ему любимую, понимающую женщину, разделившую с ним все жизненные трудности, и дочь, которая продолжила дело отца, став профессиональным художником. Не озлобился он и не сломался от страшной потери. Надеется, что обязательно будет достроен опустевший после гибели дочери дом, который подняли они с зятем. Заботливо ухаживает за старым родительским домиком. Говорит, что хочет сохранить его как исторический экспонат своей эпохи на фоне современных домов. Не исключает вариант размещения в нём музея. К истории села Анатолий Христенко относится трепетно.
И хотя Анатолий Павлович давно находится на заслуженном отдыхе, времени на творчество у него опять не хватает. Много отбирает работа на приусадебном участке. У семьи Христенко 32 сотки сада-огорода. Вся земля ухоженная. Анатолий Павлович с гордостью рассказывает, что у него только винограда 40 сортов. Так что не оторвался наш художник от земли, а делом доказывает свою любовь к малой родине – селу Великовечному.
Любовь КАЛИНИНА. Фото Сергея МАРТЫНОВА.