и корова, и все, кому нужна ветеринарная помощь
«Искусственное осеменение как метод массового улучшения качества сельскохозяйственных животных является самым крупным открытием в области животноводства после приручения и одомашнивания животных», – сказал ещё в начале прошлого века известный учёный-биолог Илья Иванов. И сегодня с этой цитаты начинаются все статьи об искусственном осеменении сельскохозяйственных животных. Мы начали с этих слов разговор с ветврачом, индивидуальным предпринимателем Анатолием Кирилюком для того, чтобы он рассказал, насколько сегодня актуально искусственное осеменение крупного рогатого скота в нашем районе.
Анатолий Николаевич – ветеринарный врач с богатым опытом. Начинал трудовую деятельность после окончания института в Сибири. Вернувшись домой, в Белореченск, пошёл работать в колхоз имени Ленина, где заведовал молочно-товарной фермой № 2, затем стал главным ветеринаром всего хозяйства. Работал до последнего дня, пока в результате преобразований колхоза животноводство в нём окончательно не исчезло. Помнит он и «закат» откормсовхоза, куда перешел из колхоза на должность главного ветврача. С животноводством как самым трудоемким и затратным направлением сельхозпроизводства покончили.
Но оставались люди, которые тогда просто не смогли бы выжить без собственного подсобного хозяйства, ради них Анатолий Кирилюк остался жить и работать в посёлке при ферме. Практически в каждом дворе была корова-кормилица, свиньи, куры, гуси, утки, всей этой живности нужен был доктор Айболит. Анатолий Николаевич помогал землякам. Официально он работал в межрайонной ветлаборатории, но душой всегда был рядом с животными.
За последние 20 лет частные стада коров существенно уменьшились, но услуги ветврача пока имеют устойчивый спрос. Правда, теперь его обслуживаемое поголовье не рядом, в посёлке, и даже не в Родниковском поселении – по всему району разбросано. А основной специализацией ветврача стало искусственное осеменение крупного рогатого скота.
Как индивидуальный предприниматель четыре года назад взялся он за этот вид бизнеса, чтобы в Белореченском районе реализовывались государственные программы по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь животноводческой.
– Какова роль искусственного осеменения в решении этой задачи? – интересуюсь у Анатолия Николаевича. – Почему природа перестала с нею справляться?
– В природе все делается, как и должно. Домашние животные находятся не в естественных, а в специально созданных условиях. Назначение этих животных тоже отличается от их диких сородичей. Сельскохозяйственное поголовье должно быть более продуктивным, – пояснил Анатолий Николаевич.
Высокопродуктивное племенное поголовье крупного рогатого скота стоит очень дорого. Приобрести его по карману только крупным хозяйствам и агрохолдингам. Но сегодня уже обычные наши бывшие красно-степные и черно-пестрые буренки дают столько молока, сколько их прабабушкам и не снилось. И все потому, что в их жилах течет кровь элитных голштинских, айширских и других пород. И ни одного племенного быка для этого не понадобилось. Селекционная работа сегодня ведется на каждом подворье, где есть корова.
У рогатых невест не интересуются, какой бык им больше понравился бы, даже мнение хозяина в данном вопросе не самое главное. Только ветеринар может рассчитать результат. Взгляд у Анатолия Кирилюка наметанный, поэтому он подбирает то, что подойдет именно этой корове.
– Понятно, что хозяин хочет получить телочку с определенными качествами, например, ближе к голштинской породе. Но я-то вижу, что данные у коровки совсем не те, стараюсь подобрать семя, чтобы плод не был слишком крупным и одновременно породу будущего теленка улучшить, если не в молочном, так в мясном направлении.
Анатолий Николаевич, работая с постоянными клиентами, ведет у себя первичный ветучет. Он заинтересован в результате не меньше хозяев, потому что привык к своему делу относиться добросовестно, работать хорошо. Он буквально по пальцам может пересчитать, сколько раз ему приходилось вторично проводить осеменение. Да и то практически в каждом случае не его был брак, истинная причина оказывалась в другом: то ли скотник не вовремя заметил, что пора осеменять телку, то ли совпал этот момент с выходными или праздничными днями.
Дело в том, что возможности ветврача ограничены объемом имеющегося у него сосуда Дьюара (сосуд, предназначенный для длительного хранения веществ при повышенной или пониженной температуре). Получает семенной материал он на майкопской станции искусственного осеменения. Всего две-три дозы. И хранить их он может в течение нескольких часов. В выходные и праздники станция не работает. Поэтому возникают ситуации, когда осеменение приходится отложить до следующего подходящего момента. А это значит, что у коров минимум на полмесяца укорачивается продуктивный период, то есть снижается экономическая эффективность дойного поголовья, хозяин терпит убытки и район недосчитывается молока.
Анатолий Николаевич надеется, что государственная программа поддержки племенного скотоводства не обойдет и его. Ведь государство заинтересовано в росте производства животноводческой продукции, а без увеличения продуктивности поголовья, улучшения его породы выполнить поставленную правительством страны задачу по импортозамещению не получится.
– У нас последние пять лет (в этом году не знаю, действует ли такая программа) владельцы КРС могли получить субсидии на возмещение части затрат на искусственное осеменение, то есть вернуть практически половину потраченных денег. Проводилась также кампания по созданию пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных в каждом сельском поселении. Выделялись средства на оборудование таких пунктов. Но в нашем районе не столько поголовья, чтобы пункты были востребованы. Как показала практика, на имеющееся у нас дойное стадо достаточно двух специалистов. Вот я и думаю, почему бы не помочь тем, кто реально работает, – делится своими соображениями Анатолий Кирилюк. – Мне, например, очень нужен сосуд Дьюара большей емкости. Стоит он, наверное, тысяч пятьдесят. Для меня такая сумма неподъемна.
Более тридцати лет трудится на благо района и белореченцев Анатолий Николаевич Кирилюк, скольких животных он за это время вылечил, скольким поколениям «рогатиков» дал жизнь – не сосчитать. Для себя больших благ не нажил, но нелегким делом рук своих доволен. Как ветврач он свою главную задачу по повышению продуктивности молочного стада и заинтересованности людей в развитии животноводства выполняет.