Рельсы пели мелодию пути…

Земляки

Почти 32 года трудился Владимир Ефимович Саранча (необычная фамилия досталась ему от предков-казаков) на железной дороге. В ноябре ему исполнится 82 года, но рука его еще крепка и память не подводит.

Родился он в городке Очамчира на берегу Черного моря в тогда еще Абхазской ССР. Военное лихолетье обошло их семью стороной: отец, как и два его брата, был машинистом паровоза, поэтому имел броню. Командировали его в Азербайджан, возил военные грузы, которые поступали по ленд-лизу. Семья тоже была с ним, но у жены в том климате с сердцем начались проблемы, врачи рекомендовали сменить место жительства. В 1944 году, как только Красная Армия освободила Кубань, перебрались в Белореченск к ее старшему брату. 

Володю отправили в среднюю школу №68 (отец-то стал работать на железной дороге, где же еще учиться, как не в школе при «железке»). Окончил девять классов и пошел работать в паркетный цех, а через восемь месяцев махнули с другом по целинной путевке на станцию Дюма Уфимской железной дороги, где занимались электрификацией. А еще через восемь месяцев призвали электрика в армию. Три года служил в Приморье командиром танка, остался на сверхсрочную службу. Приехал в отпуск домой и женился на девушке Тоне. Отгуляли свадьбу в 1959 году, уехали назад в Приморье. Но в 1960-м пришлось вернуться в Белореченск: в войсковой части, где служил Владимир,  прошло сокращение. В этом же году родился у них с Антониной Ильиничной сын Евгений. Тем не менее Володя поступил в Ростовский железнодорожный техникум, в 1962 году в молодой семье появился еще один сын, Сергей. Но молодой отец  все-таки очно отучился четыре года, приобрел профессию машиниста, получил направление в Белореченское депо. Затем прошел трехмесячные курсы и был назначен начальником поезда-рефрижератора, трудился в этой должности три с половиной года. В 1973-м в семье родилась дочь Татьяна, и в этом же году перешел многодетный отец на должность машиниста электровоза. До самой пенсии (21 год) водил грузовые составы в Армавир и Майкоп.

– Помню, как-то в один из августовских дней стояла жуткая жара, около 40 градусов, – говорит Владимир Ефимович. – Мы вели состав с гравием общим весом в четыре тысячи тонн. Возле станции Караджал повело рельсы (они тогда бесстыковые были), и поезд влетел на этот участок. Я почувствовал неладное и затормозил, слава Богу, не ушли под откос. Сообщили, куда надо, приехало начальство… Долго судили-рядили, а потом решили потихоньку двигаться вперед. В общем, удалось мне проехать этот аварийный участок, хотя страшновато было.

Сыновья продолжили семейную традицию, тоже стали железнодорожниками. Старшего сына Евгения отец лично учил водить электровоз, пока тот в слесарях ходил. Затем сдал он экзамены и стал полноправным помощником машиниста.  Водил с отцом грузовые составы, потом, пройдя курсы повышения квалификации, пошел на повышение – машинистом. Через некоторое время снова обучение, уже в Ростове, и переход на пассажирский поезд. В общей сложности 35 лет трудился Евгений в Белореченском депо, пока в 2015 году не ушел на пенсию. Младший сын Сергей работал поменьше, но тоже не посрамил, как говорится, династию. 

Сегодня дедушку с бабушкой радуют трое внуков, трое внучек, пятеро правнуков. Но особенно гордится старший Саранча внуком Владиславом, сыном дочери, который окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта, получил «корочки» помощника машиниста и тепловоза, и электровоза, а также слесаря. В начале июля пошел внук машиниста в армию. Дед уверен, что отслужит достойно, а когда вернется, будет трудиться там, где и вся династия – в Белореченском депо.

Степан ВИЗНЯК.

На снимке: Представители династии железнодорожников Евгений и Владимир Саранча

 

Предыдущая запись
Следующая запись
Оцените автора
Огни Кавказа