Трудился не ради славы

Земляки

Завтра, 29 июля, житель поселка Молодежного Сергей Абрамченко отметит свой 80-й день рождения. В Черниговском поселении, где Сергей Георгиевич живет с 1971 года, его знают многие.

Главный агроном, председатель сельского Совета, преподаватель, наставник…

Трудовая биография юбиляра неразрывно связана с историей этой земли, судьбами ее жителей.

Родился С. Абрамченко в Брянской области. 18-летним подростком уехал с товарищем на заработки в Крым. Отработал в тамошнем совхозе два года и получил направление в Краснодарскую Всесоюзную техническую школу табаковедения, единственную в СССР. По окончании школы по специальности «табаковед», заочно отучился еще и в техникуме сахарной промышленности по специальности «техник-технолог табачных изделий». 

Молодого и толкового специалиста направили в табаксовхоз «Черноморский» Горячеключевского района, где он строил парники, выращивал рассаду табака и приобщал к этому тонкому делу местных жителей. 

Все складывалось хорошо. Добросовестный и активный Сергей Георгиевич успешно продвигался по служебной лестнице: заведующий рассадным хозяйством, бригадир, исполняющий обязанности управляющего… Но ему страсть как хотелось освоить все сельскохозяйственные культуры. Для этого С. Абрамченко и поступил в Краснодарский сельхозинститут. 

Уже став агрономом, он шесть лет проработал в одном из отделений колхоза «Россия» Великовечненского поселения. Позже горком партии направил его в Черниговский сельский Совет.

Здесь Сергей Георгиевич занимал должность главного агронома совхоза «Черниговский» Сочинского треста. 

– В нашем совхозе, – рассказывает сегодня он, – в основном овощеводством и животноводством занимались. 

Спустя шесть лет С. Абрамченко назначили заместителем директора совхоза по кормопроизводству, а потом главным диспетчером. С 1986 по 1991 год он занимал должность председателя Черниговского сельского Совета. 

– Как раз в эти годы шло уничтожение Черниговского и Южного совхозов, –  с болью в сердце вспоминает Сергей Георгиевич. – Я, конечно, был против. Понимал, что это ведет к краху. Но разве тогда кого слушали? Уничтожили животноводство, снесли даже фундаменты под фермы. А ведь в те годы в Черниговском было три животноводческие фермы, около 2 тысяч голов дойного стада, птицефабрика, 100 машин, тракторы… Наш совхоз был очень мощным, постоянно занимал в районе лидирующие места. В моей трудовой книжке так и записано: «уволен в связи с ликвидацией исполнительной власти».  

После перестройки, когда сельское хозяйство осталось практически без специалистов, С. Абрамченко пригласили в местную школу педагогом спецпредметов, в том числе агрономии.  Позже на базе школы № 30 организовали филиал Ханского училища, где Сергей Георгиевич обучал будущих трактористов. Потом была работа в филиале Белореченского профессионального училища № 81.   

Когда нашему герою пришло время уходить на пенсию, выяснилось, что жить на нее невозможно. И Сергей Георгиевич вынужден был продолжить  работать. Всего же в молодежненской школе он проработал 15 лет. Ушел на заслуженный отдых в возрасте 74 лет.    

При этом за добросовестный и многолетний труд Сергей Георгиевич лишь раз был представлен к правительственной награде – юбилейной медали.

Но он не в обиде. Этот скромный и полный внутреннего достоинства человек объясняет, что трудился не ради славы, а для своей земли и земляков, к которым за прошедшие годы прикипел всем сердцем. Просто по-другому Сергей Георгиевич трудиться и жить не умеет. 

– В сельском хозяйстве нельзя работать спустя рукава, – уверен он. – Один день упустишь – проблемы будут весь год. Поэтому я трудился и день и ночь. В Великом, например, ездил на работу на мотоцикле. Внимательно следил за развитием культур. Там были хорошие поля. А в Черниговском совхозе – полянки. Более ста. И все нужно было знать, показывать колхозникам, как и что делать. Не могу сказать, что мне тяжело было. Нет, я любил свою работу и имел огромное желание ее выполнять…  

В советские времена, когда нормой считалась урожайность пшеницы в 35 ц/га, Сергей Георгиевич на отдельных полях получал 70! И это без всяких там ядов и гербицидов.  

– Большое внимание уделяли потерям, – делится секретом юбиляр. – Проверяли, осталась ли пшеница в полове. Высокий урожай собирали в основном на небольших полях в 100-200 гектаров после свеклы и многолетних трав. Бывало, подъедешь к полю, снимешь шляпу, бросишь ее на колоски, и она поплывет как по воде. Не падает, не проваливается.  Колосья росли плотно-плотно один к другому… 

Не случайно до сих пор именно к С. Абрамченко идут за советом местные земледельцы. Ведь он настоящий профессионал своего дела. Мало кто знает, что Сергей Георгиевич целый год проучился в аспирантуре. Специализировался, правда, на сахарной свекле. Но когда понял, что его исследования никому не нужны, учебу бросил. Времена тогда были другие, тревожные и лихие. 

 

Оцените автора
Огни Кавказа