Быть на шаг впереди

Земляки

Под таким девизом живет и трудится отличник народного просвещения, заслуженный учитель России Александр Лейзерович БУДЕЕР.

6 ноября он отметил свой 70-летний юбилей. В трудовой книжке А. Будеера записи о работе инструктором райкома комсомола, учителем физкультуры и НВП, организатором внешкольной работы, директором школы, начальником управления образования, заместителем главы администрации района… И где бы он ни трудился, везде отмечали его высокий профессионализм и умение работать в команде. Мы встретились с юбиляром и задали ему ряд вопросов.

– Александр Лейзерович, какие детские воспоминания Вы пронесли через всю жизнь?

– Я родился в 1945 году в Белореченске. После того, как не стало отца, меня воспитывали мама и бабушка. Учился я в первой школе. Был таким же, как все мальчишки. Любил поиграть в футбол и баскетбол, побегать. Помню, как однажды попал в лужу и вымок с ног до головы, как меня отругала мама, как я опоздал в школу… Если честно, особых трудностей я не испытывал. Может быть, их чувствовали взрослые? Не знаю. Мне об этом не говорили. В послевоенное время все жили небогато. И мы, мальчишки, были одинаковыми.    

– Почему Вы стали учителем?

– Когда я учился в 9–10-м классах, директором школы был Станислав Маркович Жигмановский, которого часто вызывали на совещания. И я вместо него вел уроки истории в младших классах. После окончания школы мне предложили направление в педагогический вуз. Но я не решился. Пошел в армию. А когда отслужил и вернулся домой, работал инструктором райкома комсомола, в Доме пионеров вел туристический кружок. И постепенно педагогика меня увлекла. Окончил Томский пединститут по специальности учитель истории.   

– Зачастую ученики сохраняют в памяти образ любимого учителя. В вашей памяти есть такой образ? 

– Даже несколько. Когда я был школьником, в первой школе было много талантливых и ярких педагогов. В моей памяти оставили неизгладимый след наш классный руководитель учитель химии Лидия Сергеевна Бурякова, учитель истории Раиса Васильевна Турилина, учитель физики Нина Марковна Чиркова, географ Ольга Дмитриевна Рыбалко и другие. Считаю, что мне повезло. Потому что это были учителя от Бога. Они до сих пор для меня являются примером.  

– Большая часть вашей жизни посвящена сфере народного образования. Вы возглавляли и спортивную, и общеобразовательные школы района. В гимназии трудитесь с момента ее открытия. Какие были трудности на начальном этапе?

– Изначально это была школа № 9. Первого сентября 1986 года здесь прозвенел первый школьный звонок. Директором же меня назначили еще в марте. Сложнее всего было сформировать коллектив: педагогический и ученический. Ведь сюда пришли ребята, не успевающие в других городских школах. Что касается учителей, то с одними я был знаком лично, с другими – заочно. И все же большая часть оказались новыми, незнакомыми. Процесс формирования коллектива шел в течение двух лет. 1 сентября 1990 года школа была преобразована в гимназию. К тому времени у нас уже сложился стабильный педагогический коллектив порядка 100 человек. А учащихся было 2100! Занятия шли в три смены.

– Что изменилось в гимназии за прошедшие годы? 

– Сейчас в гимназии 896 учащихся. Занятия идут в одну смену. У нас стабильный трудоспособный педагогический коллектив из 50 учителей, способных решать насущные вопросы. XXI век сильно отличается от предыдущего. Стали другими ученики, изменились требования к педагогам. Сегодня помимо образования мы занимаемся еще и воспитанием.      

Гимназия входит в сотню лучших школ России. Гимназисты занимают призовые места во Всероссийских и региональных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Успешно занимаются научной деятельностью. По обмену опытом к нам приезжают школьники из других стран. Для педагогов гимназии качество образования – прежде всего. В текущем учебном году, например, мы в пятом классе ввели второй иностранный язык.  

– Назовите имена выпускников гимназии, которые и после окончания общеобразовательного учреждения преумножают его славу. Кем гимназия гордится?     

– Большая часть наших выпускников поступают в вузы, находят себя в жизни. Гимназия по праву гордится такими выпускниками как, например, исполнительный директор управляющей компании холдинга СЕО Руслан Ибрагимов; кандидат экономических наук, старший преподаватель РГЭУ Анастасия Парфирьева; кандидат технических наук, старший преподаватель Куб ГТУ Александр Макарян; кандидат экономических наук, доцент КубГАУ Наталья Голдышева; руководитель олимпийского проекта «Оргкомитет 2014» Владимир Юрьев; мастер спорта по тяжелой атлетике, обладатель Кубка России Виктор Гетц; мастер спорта по вольной борьбе, директор ДЮСШ Белореченска Смбат Макарян и другими. 

– За всеми высокими достижениями стоят конкретные учителя. 

– За прошедшие годы звания «Заслуженный учитель России» были удостоены наши педагоги: Светлана Джемилева, Наталья Федоренко, Галина Фролова, Таисия Иваницкая, Любовь Шиврина и Таисия Машохина. Заслуженными учителями Кубани стали Ольга Сидорова, Лариса Петелина и Анна Бороздина. Многие бывшие учителя гимназии сегодня сами руководят школами и учреждениями дополнительного образования.

– Александр Лейзерович, чем Вы занимаетесь в свободное от работы время? Где отдыхаете? 

– Когда есть возможность отдохнуть, я прихожу в гимназию. Вообще-то, и сейчас я в отпуске. Не хожу на совещания, не участвую в других районных и краевых мероприятиях, но все равно живу жизнью школы. Я не могу по-другому. Гимназия давно стала моим домом. Именно здесь у меня возникают новые мысли, идеи. Я стараюсь работать на опережение: внедрять в образовательный процесс все новое и передовое. Что касается второго вопроса, то благодаря главе Белореченского района Ивану Имгрунту я дважды в составе нашей делегации отдохнул за границей: в Турции и Египте. А еще в 91-м году с женой был в Чехословакии.

– Чтобы без остатка отдаваться работе, нужен надежный тыл. Расскажите о своих близких.   

– Именно семья дает возможность полностью посвящать себя работе. Мой надежный тыл – это жена Раиса Михайловна, с которой мы вместе почти 45 лет. Она провожает и встречает меня с работы. Так было всегда, даже когда она работала. А еще меня поддерживают дочери Нелли и Елена, которые пошли по моим стопам. И внуки. У меня их четверо. Один из них сегодня возглавляет спортивную школу Белореченска, второй – трудится на кафедре защиты информации в Кубанском технологическом университете. А еще у меня трое правнуков.   

– А друзей у Вас много? Если да – кто они?

– У меня много друзей. Это люди разных профессий и социального положения. И все же чаще всего я общаюсь с коллегами. Ведь у нас много общих интересов, тем для разговоров. За прошедшие годы уже сложилась небольшая компания, состоящая из 10–12 человек. Мы часто собираемся вместе, отмечаем дни рождения, начало и окончание учебного года. Иногда выезжаем в Архипо-Осиповку. Среди моих друзей Игорь Печкуров, Лев Байков, Николай Бородынкин, Марлен Халилов, Геннадий Домский, Виктор Сторожев, Владимир Гончаров и другие. 

– Как Вы отмечаете свои дни рождения? Есть ли какие-то особенные традиции?

– Есть традиция в мой день рождения собираться у нас всей семьей. А это 15–20 человек: дети, внуки, правнуки. То же было на 70-летие. Ведь для меня нет ничего дороже этих мгновений. Жена начинает хлопотать, наверное, за неделю. Я вообще люблю все, что готовит моя супруга. Часто к ней за рецептом обращаются друзья и знакомые. Она любит и умеет готовить. Больше всего я люблю «Котлеты по-киевски». А еще жена традиционно на мой день рождения готовит какое-то новое изысканное блюдо по собственному рецепту. Моя жена хорошая хозяйка. Мне с ней очень повезло.  

– 70 лет, конечно, дата. Но Вы по-прежнему полны оптимизма и энергии, неподдельного интереса к жизни. Поделитесь планами на ближайшее будущее. 

– Хочу, чтобы гимназия вошла в государственную программу, которая позволила бы отремонтировать школьную столовую. Размышляю над открытием в образовательном учреждении агрокласса, а для этого – о ремонте и оборудовании специального кабинета. Было бы неплохо построить на территории гимназии отдельное здание начальной школы на 400 человек со своим спортзалом и столовой. Это позволило бы освободить классные комнаты в основном здании и тем самым увеличить количество учащихся 5–11-х классов. Вот такие у меня есть задумки.

Беседовала Елена ПРИХОДЬКО.

Оцените автора
Огни Кавказа