Искусство нужно для того, чтобы окружающий мир стал светлей и лучше 

Земляки

Она танцевала всегда, сколько себя помнит, и везде. Танцевала, наводя порядок в своей комнате. Танцевала, помогая маме по хозяйству. Накопившимся эмоциям, хорошему и плохому настроению она давала выход тоже в танце. 

Всё могло бы так и остаться на любительском уровне, если бы Татьяна жила не в станице Рязанской, где есть замечательная детская школа искусств (ДШИ). Родители привели туда дочь, как только её возраст позволил – в пять лет. 

– Я окончила ДШИ и потом ещё ходила сюда как участница танцевального ансамбля, – рассказывает Татьяна Соломатина. – Для меня не было вопроса в выборе профессии, однажды и навсегда я решила для себя, что моя работа – танец. 

Сегодня Татьяна Александровна руководит образцовым хореографическим ансамблем «Полянка» детской школы искусств, в которой она работает преподавателем. У неё четыре группы, в них 64 ребёнка в возрасте от пяти до 18 лет. 

– Бывает у вас недобор? Ведь в поселении не так много людей и тем более детей, – интересуюсь у Татьяны Александровны.

– В хореографии не бывает, – не задумываясь, ответила она.

Единственное, чего хотелось бы ей – больше мальчиков в ансамбле. В каждой группе их всего по три-четыре человека. Но даже в таком небольшом представительстве наличие ребят расширяет возможности хореографа, и танец получается более интересным.

– Мы как-то приехали со старшей группой в Горячий Ключ, мальчики у нас были уже большие. Они такие высокие, стройные, видные, – делится Татьяна Александровна. – Слышу, разговаривают участницы из числа выступивших: «Глянь, какие мальчики! Я пока не поеду, подожду их выступления. Хочу посмотреть».

Напрасно, конечно, мальчики считают умение танцевать не важным в жизни. Танец – это владение своим телом и гармоничное развитие, это культура и уверенность в себе. Хорошо, когда это понимают родители и приводят на занятия своих маленьких сыновей. С одной такой мамой мы познакомились. У Анны Бойко трое детей – два сына и дочь, и все занимаются танцами. Старший ребёнок в этом году окончил ДШИ, пятилетний только поступил. 

– Я очень рада, что мы живём в сельской местности, а у детей есть возможность заниматься творчеством (музыкой, хореографией) на таком высоком уровне, – говорит Анна Сергеевна. – Огромное спасибо педагогам за труд, талант и терпение. От них ведь зависит, увлечётся ребёнок или нет, а потом его ещё нужно удержать, заставить работать. Хорошо, что у нас есть такие педагоги. Моя младшая с удовольствием ходит и на сольное пение, и на танцы. А поездки! Для детей даже сама поездка в автобусе группой – уже приключение. Занятия и выступления на детях отражаются благотворно – у них меньше комплексов, они более открыты, уверены в себе. Всё это, думаю, помогает в учёбе и в дальнейшем в жизни свою пользу принесёт.

– Как Вы думаете, среди нынешних учеников будут Ваши последователи? – спрашиваю у педагога. 

– У меня в этом году первый выпуск, пока не знаю, но, думаю, желающие сделать танец делом своей жизни среди них есть. Вопрос в том, разрешат ли родители. Да и сдавать ЕГЭ по литературе боятся. Передо мной такие же препятствия стояли. Я смогла их преодолеть.

Родители, понимавшие желание девочки танцевать, оказались далеки от мысли, что это увлечение окажется для неё главным. Они были уверены, что человек с такими математическими способностями, как у Татьяны, может сделать карьеру в более серьёзной, на их взгляд, области. Мама-экономист надеялась, что дочь пойдёт по её стопам. И Татьяне Александровне пришлось отстаивать свой выбор. В конце концов родители уступили, сказав, что она на диктанте «срежется» и вернётся в школу, а там, глядишь, образумится и поступит в вуз. 

Как ни странно, ей, творческой личности, в душе которой всегда звучала музыка, а в мыслях складывался новый танец, русский язык и литература давались нелегко. Если задания по математике на контрольных и экзаменах она прекрасно выполняла за 20-30 минут, то за «четвёрку» по этим предметам приходилось потрудиться. Она потрудилась и сдала вступительные экзамены в Краснодарский музыкально-хореографический колледж. Успешно окончила его и десять лет назад вернулась в родную школу искусств учить детей танцевать.

– Люди, работающие с детьми, жалуются на нагрузку, а у Вас 64 ребёнка, в том числе малыши. Сильно устаёте с ними?

– Я люблю свою работу, она приносит мне удовольствие. Большие группы? Ну да, иногда в танце по 20–30 детей участвуют. Коллеги удивляются: как ты не устаёшь? А мне нормально. Хотя бывают репетиции допоздна. Физическая усталость, конечно, присутствует, но она быстро проходит.  А от детей я никогда не устаю. Сейчас, во время летних каникул, очень скучаю по ним. Вы не представляете, какое это счастье – заниматься любимым делом! Если мне понравилась музыка, я обо всём забываю, начинаю обдумывать танец. 

Создать танец – это не просто выстроить узор из известных элементов. Руководителю танцевального коллектива приходится быть и художником, чтобы создать на сцене соответствующую картину, придумать костюмы, и ди-джеем, потому что редко бывает так, чтобы музыка полностью подходила для постановки танца. Её нужно «резать», возможно, компоновать фрагменты из разных произведений. Много времени нужно провести у компьютера. Новый танец рождается в долгих творческих муках, которые сладки для увлечённого человека. 

С большим интересом Татьяна Александровна смотрит на танцы, поставленные коллегами, когда выезжает с ансамблем на концерт, конкурс, фестиваль.

– Я и внимание детей обращаю: смотрите, как у других, где-то может быть лучше, чем у нас, а у кого-то со стороны увидите ошибки, которые сами допускаете. Поездки – это большой стимул для развития, желания повышать планку.

Татьяна Соломатина заражает своей любовью к танцу всех окружающих, поэтому находит поддержку у своего руководства. Директор ДШИ Ирина Попова не отказывает, когда нужны сценические костюмы, и родители с удовольствием помогают. Конечно, все положительно настроены благодаря тому, что есть результаты: с творческих конкурсов, фестивалей образцовый хореографический ансамбль «Полянка» всегда приезжает с гран-при или наградами за призовые места. 

– Что Вы считаете самым высоким Вашим с детьми достижением, которым гордитесь?

– Это наше первое место в международном конкурсе «Под небом Парижа». Поездка в Париж запомнилась навсегда. И теперь младшие спрашивают: «А мы поедем?». Я им пообещала, что обязательно поедем, как только они подрастут.

Но мечта у Татьяны Александровны уже не о Париже. Она желает покорить другой мировой центр искусства и культуры – Венецию. И не просто мечтает, а готовит группу к поездке в этот, пожалуй, самый романтичный город на земле.

– У меня сейчас пятилетки такие трудолюбивые подобрались! Обычно у малышей в детсаду занятия идут 20 минут, и всё – они устали. А мои могут репетировать часами. Сама группа очень дружная: и родители дружные, и дети. Все активные.

Хотя зарплата в этой области оставляет желать лучшего, Татьяна Александровна нисколько не жалеет о выборе. 

– Работа должна быть в удовольствие, а не только ради денег, – утверждает она. – У меня никогда не возникало мысли: «Вот бы не пойти на работу…». И дети у меня такие, и родители учеников. Все готовы собраться и ехать, добиваться победы. 

Конечно, для большинства ребят танцы останутся всего лишь любимым увлечением, но в танце они учатся трудиться до седьмого пота, чтобы радовать результатом этого труда окружающих. Они растут и развиваются в творческой атмосфере, а творческие личности в дальнейшем становятся изобретателями и созидателями.

Любовь КАЛИНИНА.

Оцените автора
Огни Кавказа