Виталий Сидора: О времени и о себе

Земляки

Герой Труда Кубани, Заслуженный учитель РФ, Почетный житель города Белореченска Виталий Сидора, награжденный медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани», почти сорок лет трудится на благо города и района.

Виталий Пантелеевич один из тех, кто непосредственно участвовал в развитии Белореченска. 

Сегодня он рассказывает о своих соратниках, которые внесли большой вклад в становление города и района.

 — Судьба моя с Белореченском связана вот уже 39 лет, с октября 1976 года, когда после окончания Высшей партийной школы в Москве краевой комитет КПСС рекомендовал меня на работу секретарем Белореченского райкома партии. Крайком уделял особое внимание укреплению кадров в Белореченске в связи со строительством Краснодарского химзавода, который для экономики края имел стратегическое значение.

В Белореченске я проработал 4 года – в райкоме КПСС, 4 года – в райисполкоме, 28 лет – директором Краснодарского кооперативного техникума. Работая в структурах власти, был хорошо знаком с первым директором химзавода Василием Ведерниковым, который являлся председателем комиссии по выбору площадки под строительство завода. Предлагались тогда Крымский и Белореченский районы. Василий Корнеевич выбрал Белореченск. Главными требованиями было наличие железнодорожных путей и рабочей силы. И тем, и другим город располагал.

Вопрос формирования кадров находился под пристальным вниманием крайкома партии. Сюда были направлены руководители строительных организаций, в строящиеся цеха по вызову приезжали руководители и специалисты с действующих химических производств. Своим ростом Белореченск, на мой взгляд, во многом обязан руководившим тогда городом и предприятиями людям, преданным своему делу. Главными для них были труд и забота о людях. 

К примеру возьмем старейшее белореченское предприятие – маслоэкстракционный завод (МЭЗ). Директором его в 70-х годах был Черноволов, инвалид, участник Великой Отечественной войны. Это был человек, который обеспечивал безусловное выполнение плана. Предприятие под его руководством освоило выпуск редкого продукта – касторового масла. Наш МЭЗ был единственным производством касторки в Советском Союзе. Он и для коллектива старался. Без всяких указаний сверху организовал совместно со школой- интернатом в селе Великовечном подсобное хозяйство по выращиванию овощей и бычков. Продукция поступала в столовую интерната (бесплатно), в рабочую столовую МЭЗа, а иногда по праздникам еще и рабочие получали мясо. Когда нужно было навести порядок, сделать большой объем сельхозработ (уборка, заготовка кормов), выезжали туда рабочие в свои выходные дни. А ежедневный уход выполняли дети, так их приучали к труду. Вот такая забота о людях. Хотя в обязанности директора предприятия это не входило.

Добрым словом поныне вспоминают своего руководителя бывшие работники завода ЖБИ-7. Во главе с Семеном Максимовичем Каном завод, единственный в крае, выпускал плиты перекрытия любых размеров, осваивал производство уникальных железобетонных изделий. И руководитель наряду с технологией не забывал о трудящихся, строил жилье, помогал выживать в сложное время. 

Сегодня мы как сказку вспоминаем организацию общественных пассажирских и прочих автоперевозок по городу и району. Меня до глубины души возмущают сообщения об авариях с пассажирскими автобусами, в которых страдают или гибнут люди. Я за все годы своей работы в городе (и пока работало ПАТП) не припомню ни одного ДТП с участием общественного автотранспорта, да еще с человеческими жертвами. Отношу это к высочайшей ответственности руководителей, с которой они подбирали кадры водителей. Много лет возглавлял большое автохозяйство, в которое входило ПАТП и грузовой автотранспорт, Виктор Федорович Сидоров, заместителем именно по пассажирским перевозкам был Георгий Артемович Папазьян. Под их руководством на автобусах работали водители высочайшего класса. И руководители проявляли огромную заботу о них в материальном и моральном плане.

Славилась своими делами и железнодорожная станция. Через станцию Белореченская проходил единственный путь на Юг. Несмотря на огромное количество грузовых и пассажирских поездов, следовавших к морю и обратно, со всеми делами железнодорожники прекрасно управлялись. Потому что во главе вагонного, локомотивного депо, станции, вокзала и других подразделений железнодорожного узла стояли профессионалы. Много лет всем железнодорожным узлом умело руководил Александр Иванович Слагода, и наша станция всегда занимала передовые места по Северо-Кавказской железной дороге. 

Говоря о городе, нельзя забывать и о районе. Мы сегодня празднуем День города и района. Район наш сельскохозяйственный. А сельское хозяйство выходит на первый план в связи с тем, что страна переживает сложный момент. Поставлена задача импортозамещения, и в первую очередь это относится к производству продуктов питания, то есть сельскому хозяйству. Но тут мы столкнулись с серьезной проблемой – отсутствием отечественных семян. На рынках сегодня не найти арбуза, выращенного из отечественных семян, нет семян свеклы. К счастью, в крае сохранились НИИ пшеницы и риса. Остальные семена импортные, в которых нам в любой момент могут отказать. А ведь мы сами прекрасно занимались семеноводством. В районе было два мощных семеноводческих хозяйства – совхозы «Майский» и «Родниковский». Руководили ими грамотнейшие специалисты Филипп Романович Педанов и Иван Яковлевич Криворукий. Я горжусь, что в то время, когда я работал в райисполкоме, эти хозяйства получали высокие награды, Красные Знамена Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР. 

Легендой стало имя моряка-черноморца, участника Великой Отечественной войны и талантливейшего руководителя Александра Романовича Лысенко, возглавлявшего одно из лучших хозяйств не только района, но и края, – колхоз имени Кирова в станице Рязанской. Фронтовик и опытный специалист Степан Федорович Волков руководил долгое время еще одним крупным колхозом – «Заветы Ильича» в селе Школьном. Это люди, которые очень много сделали и для производства, и для развития своих поселений. Колхозы тогда не только выращивали продукцию, но и строили Дома культуры, детские сады, больницы, дороги, содержали практически всю инфраструктуру села.

А город развивался за счет химзавода. Проходило это очень трудно, так как было принято решение строить для работников химзавода жилье не на свободном месте, а в городе. В результате в каждой многоэтажке до 40% квартир получали горожане, чьи дома попали под снос. Но, как бы ни было трудно и дорого, город получил благоустроенное жилье и лучшие по тем временам коммуникации в крае. И тут надо отдать должное уникальному человеку, талантливому руководителю Николаю Ивановичу Андрееву, бывшему директору химзавода. Он не отделял заботы города от производственных вопросов. В то время были построены все детские сады, школа № 5 в городе и школа № 26 в станице Пшехской. Большой вклад в развитие города внес и другой директор химзавода – Алексей Сергеевич Алдошин. При его содействии у нас появился стадион, на котором проходят соревнования краевого уровня, и первый в крае стандартный плавательный бассейн, другие объекты. 

Большая нагрузка в связи со строительством города в городе легла и на органы власти – городской комитет КПСС и райисполком. И я не могу не вспомнить своих товарищей по работе – Сергея Семеновича Жилина, бывшего первого секретаря райкома партии, Николая Петровича Морозова, председателя райисполкома, Ивана Андреевича Резенкова, председателя горисполкома. Они умели организовать депутатов, квартальных и всех белореченцев на общее дело. Люди считали своим долгом наводить порядок у домов, активно принимали участие в субботниках.

Основу нынешнего мемориала в парке Победы заложил в свое время Иван Резенков. По его инициативе, при отсутствии на это средств в бюджете, была установлена скульптурная группа. Благодаря второму секретарю горкома КПСС Валентину Дмитриевичу Машукову, курировавшему вопросы строительства, в Белореченске появился первый фонтан (в горпарке). Неоценим вклад в развитие города Кима Ульяновича Чернова, занимавшего должность председателя горисполкома в самое непростое время. В 1979 году было принято постановление о присвоении Белореченску статуса города краевого подчинения. И Ким Ульянович взял на себя огромную ответственность за все происходящее здесь. Он очень много делал для города и раньше, работая вторым секретарем райкома партии, и был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Я горжусь тем, что мне довелось работать с такими людьми, для которых первостепенное значение имели работа на благо предприятия, забота о трудящихся и о своем городе, селе, районе. Они не заявляли громко о своем патриотизме, а доказывали его делами. И сегодня мы имеем тот город, который создавали многие поколения истинных патриотов.

Фото Сергея МАРТЫНОВА.

Предыдущая запись
Следующая запись
Оцените автора
Огни Кавказа