Четыре грани патриотизма

Стратегия успеха

ООО «Агробел» на протяжении десяти лет является флагманом молочного производства в Белореченском районе.

Правда, победа эта, как бывает в спорте, техническая, то есть без соперников, что удручает руководителя сельхозпредприятия Пшимафа Керашева, человека с разносторонними способностями и увлечениями. 

Сейчас на предприятии у всех есть отдельные кабинеты, а раньше сотрудники фермы – от сторожа до руководителя – в одной комнатке ютились, вместе с лаборантом и его оборудованием, зоотехником с его картотекой и документацией. И подчиненные по-доброму подтрунивали над новым директором по поводу его переживаний о коровах, чтобы им было сытно, тепло, сухо.

– Вы ведь по профессии не животновод. Откуда у Вас, горожанина, такая любовь к коровам? – интересуюсь у Пшимафа Нурбиевича. 

– Образование у меня, действительно, не сельскохозяйственное. Первое – спортивное, а по второму я пищевик – технолог перерабатывающей промышленности. Ферма – не единственное мое занятие. У меня в Майкопе производство соков. Там я деньги зарабатываю. Еще есть лошади, которых с детства люблю. Это хобби. А как назвать МТФ и земледелие, куда заработанное вкладываю, – не знаю. Наверное, это увлечение для души, – шутит П. Керашев. 

– Столько лет в Белореченском районе трудитесь, есть ощущение, что это ваш район, что в его экономике есть и ваш вклад?

– Конечно, я в Белореченском районе работаю с 22 лет. Начинал в селе Великовечном, где был соковый цех – филиал нашего производства от управления лесами края. Хадыженский пищекомбинат по переработке продуктов леса тогда имел здесь участок. Потом мы сотрудничали с базой ОРСа химзавода. В Родниках был плодоовощной совхоз, где мы закупали томаты. Вот тогда соки были действительно натуральные. Их брал химзавод. Для химзавода мы также готовили квашеную капусту, малосольные огурцы, варили джемы, пюре. Запустили мельницу, колбасное производство…

Согласно словарю Д. Ушакова, патриот – тот, кто любит свое Отечество, готов на жертвы и подвиги во имя его интересов. Если человек здесь трудится, жертвуя в интересах белореченского предприятия своим временем, деньгами, силами, то он настоящий патриот этой земли, хотя и не на ней родился.

Другой известный лингвист С. Ожегов добавляет: «Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь». И опять про Керашева. 

Новая жизнь в Белореченском районе у него началась, когда решил он в Родниках соковый цех выкупить и запустить в работу. Глава района Иван Имгрунт попросил взять, хотя бы временно, и ферму, оказавшуюся на тот момент бесхозной. Она единственная осталась в районе, и ее нужно было сохранить. Из уважения к Ивану Ивановичу согласился Пшимаф Нурбиевич взять ферму на два года, и вот уже десять лет не просто руководит, а выводит молочное производство на современный уровень.

Работать плохо Пшимаф Керашев не умеет, к любому порученному делу относится ответственно. Чтобы сохранить поголовье, начал с создания кормовой базы. Не жалел собственных средств, закупал корма. Коровы, давно не евшие досыта, скоро начали «перебирать харчами» от ассортимента предложенных «блюд». Местные жители приходили на ферму, просили отдать им то, что коровы не доели. «Не в коня корм» – эта пословица коровам тоже подходит, в чем вскоре убедился начинающий животновод. Сколько корову «от худого племени» ни корми, молока от нее больше не получишь. 

Увеличить производительность можно быстро, закупив новое высокоудойное поголовье. Но таких средств не было. Денег, заработанных на переработке, едва хватало на неотложные нужды. Расширяться тоже не было возможности – рядом с фермой ни одного клочка свободной земли. Тогда решили пойти другим путем. Начали селекционную работу по обновлению стада с имевшимся поголовьем. 

Сегодня от прежних худощавых, невысоких красно-степных и черно-пестрых коров советского периода не осталось и воспоминаний. Коровы крупные, упитанные. 

Расчет оказался верным. Говорят, что у многих животноводов завезенные из-за моря нетели полноценное потомство дали всего один раз, второй уже с трудом. Одноразовыми были заграничные чудо-коровы. 

Параллельно внедрялись на ферме новые технологии, которые Пшимаф Нурбиевич повсюду выискивал и внедрял, да еще усовершенствовал. Авторы потом приезжали у него перенимать опыт. 

– По сравнению с совхозным поголовьем нынешние буренки дают нереальные надои. Но для современного молочного производства это далеко не рекорд. Какой планки вы мечтаете достигнуть? – спрашиваю у П. Керашева.

– Современные технологии и породы коров позволяют добиваться надоев до 70 литров в сутки. Но кроме того, что для этих надоев требуются особые корма и технологии, молоко получается совсем не того качества. А главное, что мне не нравится, – коровы тут тоже одноразовые, потому что животное работает на износ. 10-12 тысяч литров молока в год на корову – это, я считаю, биологически оправданный потолок. Наверное, можно еще чуть увеличить, но только путем создания еще более комфортных условий для коровы.

Существует еще одна точка зрения на определение, что такое патриотизм. Например, греки считают, что патриот – это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы… Так же живет и работает Пшимаф Нурбиевич Керашев. Он запускал здесь производства, доходы от которых поступали в бюджет района, рабочие места тоже открывались для местных жителей. И сегодня его предприятие работает стабильно, пополняя районный бюджет. Только благодаря ему Белореченский район есть в краевом списке производителей молока. Причем не в последних строчках. 

Придя на ферму, Пшимаф Нурбиевич сделал то, что не удалось советской пропаганде: он поднял престиж профессии и уважение к труду животноводов. Поэтому он патриот Белореченского района еще и просто по-человечески. Ведь не только о животных как о средстве производства он печется. Взяв на себя ответственность за трудящихся на его предприятии людях, руководитель и о них заботится. Особенно сейчас, когда молодежь сменяет уходящих на заслуженный отдых. 

Коллектив сельхозпредприятия хотя и стабильный, но заметно помолодевший за последние годы. И работать здесь считается довольно престижно. Это раньше родители пугали своих лоботрясов: не будешь учиться – пойдешь на ферму быкам хвосты крутить. На современной ферме нет уже того тяжелого и грязного труда, как прежде. Никто не таскает фляги с молоком, более того, к молоку никто вообще не прикасается. И навозом здесь даже не пахнет, потому что его раскупают под запись. Практически все процессы максимально автоматизированы. 

Здоровье людей для руководителя тоже важно. Для них построены теплые бытовые комнаты с душевыми и раздевалками. Единственное, с чем не может смириться Керашев, – это пьянство. Но он не просто увольняет любителей выпить, а пытается вернуть им интерес к жизни, при необходимости участвует в лечении. Хотя увольнение тоже действенная мера. Работнику фермы есть что терять. Зарплата здесь довольно высокая, плюс два раза в неделю можно взять бесплатно молоко, а по праздникам и мясо получают.

– У нас отпала необходимость свою корову на подворье держать, – говорит Марина Колесниченко. – Не то, что раньше, с фермы идешь, а дома вторая трудовая смена. Да еще воровать корма приходилось. Начальство глаза закрывало потому, что зарплата была низкая или вообще ее не платили. Вот и тащили на горбу мешки. Вспомнить страшно и неприятно. С приходом Керашева все изменилось.

Марина пришла на ферму после школы, как думалось, временно, пока определится, куда идти учиться. Теперь она опытный работник с 17-летним стажем. Руководитель оценил ее трудолюбие и ответственность, направил на учебу. И она заняла должность ушедшего на пенсию зоотехника.

За десять лет работы П. Керашева сменился коллектив, обновилось стадо, построены новые корпуса. Интересуюсь у руководителя, есть ли чувство удовлетворения от сделанного. А он взыхает как десять лет назад, когда понимал, что начинать поднимать старую ферму сложнее, чем построить новую: 

– Есть фермы лучше. Сделать у себя все, что хочется, без господдержки нереально. Слишком дорого, да и развернуться на этом пятачке невозможно.

Но, как говорится, нет предела для совершенства. Керашев совсем не шутит, когда говорит, что на настроение коров даже музыка влияет. А уж душ и массаж им просто необходимы. Так что обновления, преобразования еще явно не окончены. Пока такие люди как Керашев руководят, остановки быть просто не может.

Фото Сергея АДАМОВА.

Оцените автора
Огни Кавказа