Дембельский альбом

Земляки

Мы попросили поделиться воспоминаниями о наиболее ярких и интересных событиях армейской службы наших земляков.

В каких бы родах войск и в какой бы местности ни несли армейскую службу ребята-срочники, практически каждый из них перед дембелем создавал авторское рукотворное произведение, исполненное в единственном экземпляре, – Дембельский альбом. 

Причем Дембельский альбом – это не просто альбом с фотографиями, в котором отражается отрезок жизни юноши, связанный со службой в Вооруженных силах. В этой очень специфической книге собраны и  представлены разнообразные элементы искусства – живопись, графика, фотография, чеканка, литературное творчество. 

Это во всех отношениях уникальный и неповторимый биографический историко-художественный документ, который содержит биографические подробности, авторские пометки о годах армейской службы, комментарии о сослуживцах, фотоматериалы, отражающие время прохождения армейской службы. Второго похожего альбома в природе просто не существует. 

Дембельский альбом спустя годы напоминает о важном этапе в жизни каждого мужчины.

Молодость неповторима 

Дембельский альбом

Александр БУДЕЕР, директор гимназии (на снимке справа):

– Служил в 1964-1967 годах на территории ГДР, в Потсдаме, в Группе Советских войск. Был оператором станции орудийной наводки зенитного полка.  Ушел в запас в звании сержанта. 

Три года службы в Германии, с одной стороны, были для нас, молодых ребят,  тяжелым испытанием. Мы все очень скучали по дому и знали, что далеко не каждый за время службы съездит на Родину. Мне, впрочем, повезло. За отличные результаты, показанные на стрельбищах во второй год призыва, я заслужил поощрение в виде пятнадцати дней отпуска. 

Несмотря на тоску по дому, по родным, которая особенно ощущалась на чужбине, каждый из нас понимал, что служить за пределами Советского Союза – это большая честь и огромная ответственность. До сих пор помню те сильные чувства гордости и патриотизма, которые я испытал, когда попал в Потсдам. Не всем моим сверстникам так повезло, не всех посылали за границу для прохождения службы. Нас еще на этапе подготовки серьезно отбирали, чтобы были мы не только физически крепкими и грамотными, но и морально устойчивыми, комсомольцами, политически подкованными. Мы старались соответствовать. Помимо усердия, которое проявляли в боевой и политической подготовке, я еще, например, занимался и общественной работой – был секретарем комсомольской организации батареи. Как комсомольский лидер участвовал в конференциях дивизии, армии, потом Группы Советских войск. Это были очень значимые события той нашей жизни. 

Учитывая, что в каждом гарнизоне Группы войск складывался свой особый образ жизни, свои традиции, атмосфера, в них был более высокий уровень культуры и благосостояния, чем во внутренних округах, моя служба в ГДР сама по себе уже значимое, памятное событие в жизни.  

Везением считаю и то, что мне довелось увидеть красивейший город Потсдам. В те годы в гарнизонах Группы Советских войск в Германии не практиковались увольнительные, и служащие практически не выходили за пределы своих воинских частей. Мне снова посчастливилось. Опять же благодаря старанию и усердию я с шестью своими сослуживцами заработал и получил единственную за три года увольнительную в город. Конечно, впечатления от прогулки по нему были незабываемые. Поражала и удивляла неповторимая архитектура города с обширными парками, скверами и многочисленными памятниками старины, произведениями искусства – всем тем, что сделало Потсдам всемирно известным городом. Мы с ребятами побывали в Дворцовом парке Сансуси, главной достопримечательности этого города на востоке Германии. Этот парк все равно что Версаль для Франции или Петергоф для России. Очень красиво! Да и мы еще молодые, не обремененные заботами, не отягощенные жизненными проблемами… Разве не останутся такие воспоминания на всю жизнь? 

А солдаты были ни при чем…

Дембельский альбом

Виктор МЕЛЬНИКОВ, атаман Белореченского районного казачьего общества:

– В 1987-1989 годах служил в Группе Советских войск в Германии, город Бранденбург. Начинал курсантом в автоучебке, а заканчивал службу заместителем командира взвода учебного подразделения в звании старшего сержанта. 

За время призыва, а служба тогда длилась два года, были и курьезные истории, и печальные инциденты, и поучительные случаи, и памятные события.

Я же хочу рассказать о необычном происшествии. 

Автоучебка у нас была большая – около 2000 срочников, не считая офицерского состава, соответственно и огромный автодром – гектаров 150, где проходило практическое вождение. Каждое утро во время физподготовки служащие части по этому автодрому набегали 4-5 км. Однако монотонно бегать по кругу было скучновато, и мы, пользуясь проломом в стене автодрома, выбегали за его пределы и по улицам Бранденбурга добегали до озера, где в летнее время старослужащие могли позволить себе еще и окунуться в воду. Потом тем же путем возвращались в расположение части.

Напротив автодрома на улице находился маленький магазинчик. Каждое утро служба доставки привозила сюда продукты небольшими партиями, оставляла на ступеньках и ехала дальше. В Германии не было воровства, все строилось на доверии, даже двери в домах не закрывались на ключ. Каждое утро мы пробегали мимо этого магазинчика со стоящим на крыльце фасованным товаром: хлебом в виде небольшого размера булочек, треугольных пакетиков с молоком по 330 г и так далее. 

И вот однажды к нашему командиру части обратился заместитель бургомистра Бранденбурга, который передал ему жалобы хозяина магазинчика, у которого в течение последних двух месяцев стали пропадать продукты. Если бы факт исчезновения продуктов был единичный, то этот вопрос он бы и не затрагивал. А так владелец магазина предполагал, что это русские служащие, бегающие по утрам, прихватывают продукты. 

Командир части поставил задачу «вычислить» расхитителя. На задание отправили офицера и меня, как старшего среди срочников. Так как с территории части магазинчик не просматривался, мы договорились с одной местной жительницей устроить в ее доме «наблюдательный пункт». В 4 утра заняли позицию. Дождались, пока приедет служба доставки, увидели, как выгрузили продукты, потом понаблюдали, как служащие нашей части пробежали в одну сторону и обратно. Ничего. Продукты остались нетронутыми. Прошло еще минут пять, нигде никого. До открытия магазина осталось немного времени, и тут с огромной сосны, растущей напротив ступенек магазинчика, спустилась крупная белка. Она взяла лапками булочку, посмотрела по сторонам, перехватила ее зубами и взобралась на сосну. Потом спустилась за молоком. Пакетик молока для нее был явно тяжеловат, поэтому, прежде чем подниматься с ним, белка отгрызла от пакетика уголок, отпила сколько смогла, часть слила, и когда почувствовала по весу, что может его утащить, стала взбираться на дерево. Кто скажет после этого, что белки – несообразительные грызуны?! Потом мы вызывали электриков, и они поднимались на эту сосну. Там у белки оказалось гнездо с бельчатами, которым она и таскала еду. В гнезде чего только не было! 

Заместителю бургомистра мы показали фотографии, доказывающие непричастность служащих части к исчезновению продуктов, и подозрения были сняты. 

Наши МиГи сопровождали самолет Руста

Дембельский альбом

Евгений ДАДАШ, депутат Совета МО Белореченский район, директор ООО «Маяк»:

 

 – Служил с 1986 по 1988 год в войсках ПВО Ярославского округа старшим радиомехаником. 

Так вышло, что один из особенных моментов службы связан с нашумевшим не только в нашей стране, но и во всем мире событием 1987 года. 

28 мая нас подняли по тревоге. Особого удивления это не вызвало, так как боевые тревоги случались у нас по два раза на день. В воздух подняли самолеты, а я, как обычно, занял свое место за штурманской радиостанцией. Смутные догадки, что что-то особенное происходит, возникли тогда, когда наши МиГи стали сопровождать легкий спортивный самолет, который тяжело было рассмотреть на радарах. Приказа не пропускать его мы не получали, так и вели до следующего штурмана. Моей задачей было обеспечивать связь между нашим летчиком, пилотировавшим МиГ-25, и штурманом на земле, что я и делал. 

И только вечером, когда в новостях услышали про 18-летнего немецкого спортсмена-пилота Матиаса Руста, приземлившегося на Красной площади, поняли, из-за кого нас в День пограничника подняли по тревоге. А позднее узнали и о том, как все происходило. 

От редакции: На легком самолете Матиас Руст вылетел из Гамбурга, пролетел через Хельсинки и, по озвученной им версии, собирался приземлиться в Стокгольме. Однако истинной его целью была Москва.

Первое время он действительно летел курсом на Швецию. После того, как Матиас отключил все средства связи и его самолет пропал с экранов радиолокаторов, на место последних координат была направлена спасательная группа, которая обнаружила на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров. Откуда оно появилось, до сих пор не выяснено. Пока спасатели занимались поиском «потерпевшего крушение» самолета Руста, он пересек границу СССР в районе Эстонии над Финским заливом, где его некоторое время «вели» два поднятых по тревоге истребителя. Однако, не получив никаких инструкций, МиГи вернулись на базу. Засекли летчика, не отвечавшего на позывные, и советские ПВО, но команды на поражение не последовало. После истории с корейским «Боингом», сбитым наши военными над Тихим океаном в 1984 году, был издан приказ, запрещавший открывать огонь по спортивным и гражданским самолетам.

А потом Русту просто везло. В районе Пскова проходили учебные полеты местного авиаполка, и во время замены кода системы радиолокационного опознавания всем машинам, среди которых оказался и самолет Руста, один из командиров автоматически присвоил признак «я свой». Дальше Руст полетел с советской «воздушной пропиской». Вблизи Торжка, где шли спасательные работы после столкновения двух наших самолетов, тихоходный самолет Руста приняли за поисковый советский вертолет и тоже пропустили. Так и совершил Матиас Руст свой всемирно известный перелет, окончившийся посадкой в центре Москвы.

 

Предыдущая запись
Следующая запись
Оцените автора
Огни Кавказа